Правила игры в преферанс довольно сложны, поскольку после каждой раздачи карт могут возникнуть разные типы розыгрыша. Так, иногда нужно брать как можно больше взяток, а случается наоборот — чем меньше взяток, тем больше очков. Сложность преферансного кодекса усугубляется еще и тем обстоятельством, что, кроме общих, единых положений, существуют еще условия, о которых игроки специально договариваются между собой перед началом игры. Речь идет не о каких-то принципиальных изменениях, а лишь о выборе одного из нескольких имеющихся в практике мирового преферанса вариантов разыгрывания какой-нибудь ситуации или вариантов записи и подсчета очков. Эти варианты бывают подогнаны один к другому, и тогда они составляют как бы отдельный вид преферанса, обладающий даже своим собственным именем.
Так, в нашей стране наиболее распространены такие системы, как «сочинка», «ленинградка», «классика». О них мы, конечно же, подробно расскажем. Но прежде всего познакомимся с теми устоями, с теми принципами игры, которые неизменны в любой компании преферансистов, на каком бы языке они ни общались.
В преферанс играют четверо. Можно и втроем, что вносит в игру некоторые изменения, но не принципиального характера. Просто обязанности четвертого, отсутствующего игрока попеременно исполняют трое присутствующих. Или же трое находят для себя «болвана», т. е. человека, не умеющего играть, но согласного исполнять механические функции одного из партнеров.
Можно играть и вдвоем. Но такая игра, получившая в России название «гусарского преферанса», имеет принципиальные отличия, и о ее правилах будет рассказано в отдельной главе.
Итак, нас четверо, и мы собрались вместе, чтобы провести за игрой несколько часов. Примерное время можно оговорить заранее, определив количественный предел «пульки» — первого и самого затяжного этапа игры.
Вот вы уже расселись за столом. Произвольно. Пока произвольно. Дело в том, что вопрос, кто где сидит, какой именно из партнеров находится слева от вас, а какой — справа, какой — напротив, имеет в преферансе особый смысл, в чем-то даже мистический.
Мистика заключена в том, что суеверные игроки, а таких большинство, убеждены, что в каждом доме, вернее, за каждым столом есть счастливые и несчастливые места. Сядешь ты на счастливое место, и карты будут сдаваться исключительно удачным образом, обиходным языком говоря, возникает ситуация, когда «карта прет». Ну и наоборот — не дай бог оказаться на месте, где игроку фатально не везет*. Конечно, суеверия есть суеверия, но нельзя не заметить, что сама по себе рассадка партнеров не лишена определенного смысла, особенно в компании, часто собирающейся в одном составе. Ведь каждый играющий вырабатывает свой неповторимый игровой почерк. Кто-то чересчур азартен, склонен даже «поблефовать», другой — чрезмерно осторожен, предпочитает любому риску перестраховку и т. д. Поэтому вам небезразлично, кто именно ходит непосредственно перед вами, какой каверзы можно от него ожидать.
* Между прочим, те, кто всерьез занимался преферансной статистикой, подтверждают загадочную везучесть определенного места в определенный день.
Вот, в силу всего вышеупомянутого игровой процесс и принято предварять розыгрышем места. Один из партнеров, протасовав колоду, раздает по одной открытой карте, и все рассаживаются по старшинству вскрытых карт. Сначала выбирает себе место обладатель наивысшей из розданных карт, за ним тот, у которого оказалась старшая из трех оставшихся, и т. д.
На столе, за которым расселись участники предстоящей игры, появляется разграфленный лист бумаги. На нем в дальнейшем будут фиксироваться все перипетии игры. Этот «учетный» листок разбит на четыре личных сектора, есть на нем и специальное место, отведенное для взаимных расчетов партнеров. Именно здесь в конце игры и определится, кто в выигрыше, а кто, увы, должен готовиться к расплате. К этому времени листок будет представлять собой нагромождение перечеркнутых цифр. Лишь четыре останутся «живыми». Одни с плюсом, другие с минусом*.
* Бывают, однако, варианты, когда один или, что крайне редко, два партнера имеют результат «ноль». В таком случае говорят: «Он вышел в ноль!»
Для того чтобы не было затяжек в игре, желательно каждому партнеру иметь собственное «стило» для ведения записи. Скорость «пульки» может возрасти, если воспользоваться сразу двумя колодами: пока одна в игре, другую тасует свободный партнер.
Стасованную колоду первым берет в руки тот, кто первым выбрал место. Сначала он предлагает «подснять» колоду игроку, сидящему от него справа. «Подснятие» заключается в том, что снимающий делит колоду на две произвольные части и как бы меняет местами; ту, что была сверху, он кладет вниз (но не под одну карту!). Затем сдающий начинает раздавать карты по часовой стрелке: сначала партнеру, сидящему от него слева, затем своему «визави» и, наконец, соседу справа, который только что «снял» колоду. Перед каждым из трех партнеров он кладет по две карты рубашкой кверху, затем еще по две, еще по две, и так пять раз, чтобы у каждого игрока оказалось по десять карт, т. е. всего тридцать карт. Две карты, оставшиеся в колоде, сдающий кладет перед собой. Причем сделать это он имеет право в любой момент сдачи, но не перед первым ходом и не после последнего. Эти две карты и составляют прикуп, за обладание которым и начинается спор между играющими.
Как мы уже упомянули во вступлении, прикуп — одна из трех тайн преферанса, и она оберегается особенно тщательно. Заглянуть в него нечаянно — великий грех, который карается заранее обговоренным штрафом. Заглянуть же намеренно, даже сдающему, — это уже преступление, и наказание неминуемо.
Подняв со стола свои карты, игрок должен (хотя, конечно, и не обязан) заняться двумя делами. Во-первых, предохраниться от посторонних взглядов, так как заглянуть в карты партнера вовсе не считается в преферансе зазорным — пусть каждый сам заботится о «тайне вклада» и держит свои карты «ближе к орденам».
Во-вторых, разложить свои карты по мастям, причем чередуя красные и черные масти. Это — не закон, а простое удобство, помогающее игроку избежать путаницы в собственных картах. Перепутать червового и бубнового туза — частая ошибка начинающих игроков.
Итак, подчеркнем: в преферанс играют колодой из 32 карт, т. е. по восемь карт каждой из четырех мастей — от семерки до туза. Старшинство от младшей к старшей карте в преферансе таково — семерка, восьмерка, девятка, десятка, валет, дама, король, туз.