Нет взяток — не вистуй, партнер тоже вистанет.

 

Стратегия игры

Большое отличие Разбойников от гладких конвенций (например, Питера) заключается в разном наборе компонентов игры, которые необходимы для победы.

Чтобы показывать хорошие результаты в Питере, необходимо уметь многое: правильно оценивать карту перед вступлением в торговлю и вистованием, уметь оптимально заказывать контракт, а также его разыгрывать, уметь грамотно играть распасовку, вистовать всветлую и втемную, помнить примерные соотношения стоимостей разных игр и так далее. И чем выше уровень игрока, тем из большего набора компонентов складывается его победа.

Умение играть в Разбойника складывается из трех основных частей; оценка прикупаемости карты до определенного контракта, построение стратегии заказа игр на протяжении партии, умение грамотно вистовать и разыгрывать заказанный контракт. Поскольку, как видно, компонентов игры в Разбойника намного меньше, чем в гладких конвенциях, то значение каждого из них возрастает. Не умея что-то делать хорошо в Питере (например, плохо ловя мизер или слабо вистуя втемную), можно все равно добиваться неплохих результатов. В Разбойнике нужно хорошо разбираться во всех трех компонентах: «плавая» хотя бы в одном из них, вы будете неизбежно проигрывать.

Давайте рассмотрим стратегию самого сложного Разбойника — Расширенного. Нам предстоит заказать 30 игр. От легких шестерных до грозных десятерных, да еще и мизера. Наша задача — распределить эти игры по всей дистанции так, чтобы сыграть их максимально выгодно, не оставив много крупных игр на концовку. Ведь подсад на них очень велик, и зачастую один необоснованно крупный ремиз решает исход партии. Нередко бывает так, что игрок находится в хорошем плюсе, но оставляет себе на три последние игры крупные контракты, берет на них 1-2 взятки и с треском проигрывает. Чтобы не допустить этого, необходимо выбрать правильную стратегию ведения игры.

Опытные, грамотные игроки, которые, что называется, «съели собаку» на Разбойниках, ведут гибкую политику заказа игр, стратегию ведения партии. Они учитывают и свою стойку, и стойку соперника, и вероятность покупки до нужного контракта, и многое другое. Начиняющим игрокам, разумеется, не под силу учитывать все сразу, и для них на первых порах можно посоветовать использовать несколько готовых стратегий ведения игры.

Но это только для того, чтобы понять азы игры, и потом совершенствовать свое умение. Подобное можно наблюдать во многих преподаваемых областях знаний — например, в математике или физике. В школе объясняют совсем просто, примитивно, потому что у учеников мало знаний по этому и смежным предметам. В институте, когда у студентов уже сформирован некоторый набор знаний, им объясняют, что в школе говорили не совсем верно, и рассказывают материал уже ближе к истине. В аспирантуре еще больше уточняют уже имеющиеся знания и так далее. В преферансе аналогично — чем больше опыта набирается игрок, тем более точны его знания и тем более он гибок в своей стратегии.

Можно кратко описать факторы, делающие вашу стойку объективно плохой: наличие большого количества крупных игр при недостатке мелких, несколько мизеров в самой концовке партии, несколько крупных одномастных игр, оставленных на финал. Этих ситуаций надо стараться избежать по ходу игры.

Итак, несколько простых правил, которые помогут на первых порах не заблудиться в заказываемых играх.

Стратегия 1

Вот игры, которые нам будет необходимо заказать:

  6 6 6 6 6бк 7 7 7 7 7бк
Игрок1                    
  8 8 8 8 8бк 9 9 9 9 9бк
Игрок1                    
  10 10 10 10 10бк М М М М М
Игрок1                    

Итого: 5 шестерных, 5 семерных, 5 восьмерных, 5 девятерных, 5 десятерных и 5 мизеров. Всего 30 штук.

Давайте мысленно разобьем эти игры на три равные части: шестерные и семерные, восьмерные и мизера, девятерные и десятерные.

Дадим этим группам игр названия: шестерные и семерные будем называть мелкими играми, восьмерные и мизера — средними, а девятерные и десятерные — крупными.

В процессе игры необходимо следить за количеством мелких и крупных игр. В начале партии, как видно, их соотношение 1:1. На протяжении всей игры необходимо контролировать их количество, то есть чтобы оставшихся несыгранными крупных игр было не больше (а лучше меньше), чем мелких. Пограничное соотношение 1:1. Если крупных игр осталось больше, чем мелких (особенно если это произошло в концовке партии), то это уже критичная ситуация. Помните, что чем меньше осталось игр до конца, тем меньше у вас простора для маневра, тем меньше у вас вариантов заказа и тем сложнее вам хорошо сыграть нужный контракт. Поэтому крайне желательно все проблемы с крупными играми решать заранее — в дебюте партии или ее середине. Это, конечно, не всегда возможно, ведь многое зависит и от карты, но нужно к этому стремиться.

То есть действуем так: если крупных игр и мелких поровну — пытаемся сыграть крупную игру, а мелкие игры бережем. Можно сыграть среднюю, если крупная игра сомнительна. Если мелких игр осталось много больше, чем крупных, возможно, стоит сыграть мелкую и подождать — может, в ближайшие сдачи вам придет хорошая карта на крупную игру. Но и ждать хорошую карту долго не нужно — лучше синица в руках, чем журавль в небе: ведь хорошая карта может и не прийти, и вы, образно выражаясь, останетесь у разбитого корыта. О средних играх заботиться обычно не надо, потому что их играть проще всего — восьмерную сыграть несложно, а 2-3 хороших мизера за партию придут непременно. Такие игры, как говорится, «играются сами». Проиллюстрирую примерами:

  6 6 6 6 6бк 7 7 7 7 7бк
Игрок1  x   x
x
x
 x x
 x x
x
  8 8 8 8 8бк 9 9 9 9 9бк
Игрок1 x
 x x
x
x
x
x
x
x
x
  10 10 10 10 10бк М М М М М
Игрок1    x  x x
   x x
 x x
x

Тремя последними заказами вам необходимо объявить 6 треф, 10 пик и 10бк.

У вас на руках карта:
КДВ
В1098
Т
КВ

В этой ситуации нужно заказывать 10 пик, но никак не 6 треф.

Еще пример:

  6 6 6 6 6бк 7 7 7 7 7бк
Игрок1  x   x
x
x
 x x
 x x
x
  8 8 8 8 8бк 9 9 9 9 9бк
Игрок1 x
 x x
x
x
x
x
x
x
x
  10 10 10 10 10бк М М М М М
Игрок1    x  x x
   x x
 x x
x

У вас на руках карта:
КД
В1098
Т7
КВ

В такой ситуации можно не торопиться и заказать 6 треф.

Это самая простая стратегия ведения игры — она подходит для начинающих, делающих свои первые шаги в игре. Опытный игрок, конечно, увидит в ней много изъянов — и будет прав. Но для новичка она вполне пригодна.

Стратегия 2

Как и в предыдущем примере, делим все игры на мелкие (шестерные и семерные), средние (восьмерные и мизера) и крупные (девятерные и десятерные).

Очевидно, что чем больше мелких игр и чем меньше крупных мы оставим себе на концовку, тем лучше. Поэтому можно играть в зависимости от стойки партнера: стараться иметь у себя несыгранных мелких игр больше, чем у соперника, и поддерживать эту фору на протяжении всей игры. В таком случае к концовке вы подойдете в более выгодном положении, нежели соперник, и у вас будут все шансы, выражаясь шахматным языком, переиграть оппонента в эндшпиле.

  6 6 6 6 6бк 7 7 7 7 7бк
Игрок1 x    
x
x
x
x x
x
Игрок2 x x x   x x   x x x
  8 8 8 8 8бк 9 9 9 9 9бк
Игрок1
x x
x
x

x
x
x
x
Игрок2   x x x x x x   x x
  10 10 10 10 10бк М М М М М
Игрок1 x x x x
  x x
x x
x
Игрок2   x x x   x x x x x

В данном случае Игрок1 вполне может играть по этой стратегии — у соперника осталось 3 крупных игры.

Приверженцам данной стратегии ведения игры необходимо, помимо учета количества мелких игр, обязательно учитывать и количество крупных игр, которое осталось сыграть вам и сопернику. И если у соперника не осталось несыгранных крупных игр или остались, к примеру, одна или две крупные при наличии большого количества и мелких и средних, то от этой стратегии ведения игры необходимо отказаться и заканчивать партию, играя «по карте». Потому что уже нет смысла опережать соперника по запасу мелких игр — ему в концовке и негде крупно подсесть — он все крупные уже сыграл или обязательно сыграет, если их осталось мало, а мелких много.

  6 6 6 6 6бк 7 7 7 7 7бк
Игрок1 x    
x
x
x
x x
x
Игрок2 x x x   x x   x x x
  8 8 8 8 8бк 9 9 9 9 9бк
Игрок1
x x
x
x
x
x
x
x
x
Игрок2   x x x x x x x x x
  10 10 10 10 10бк М М М М М
Игрок1 x x x x
x x x
x x
x
Игрок2 x x x x x x x x x  

В данном случае от выбранной стратегии необходимо отказываться, так как крупных игр не осталось, больших ремизов в концовке не будет.

Данная стратегия, конечно, выглядит несколько простоватой, но она вполне имеет право на существование.

Стратегия 3

Идеальной стратегии не существует. Но к ней можно приблизиться, стараясь учитывать перед заказом игры как можно большее количество фактов, правильно их трактуя. Подробнее о правильных заказах мы поговорим в других главах. Сейчас же можно перечислить те игровые моменты, которые нужно учитывать, заказывая очередную игру:

  • момент игры: начало, середина или окончание;
  • уровень игры вашего соперника;
  • номинал игр, которые вам еще предстоит заказать;
  • номинал игр, которые предстоит заказать вашему сопернику;
  • в каких мастях остались ваши крупные игры (нет ли несыгранных одномастных крупных игр или крупных бескозырок);
  • в каких мастях остались у вашего соперника крупные игры (нет ли несыгранных одномастных крупных игр или крупных бескозырок);
  • вероятность покупки до нужного количества взяток;
  • количество взяток при благоприятном и неблагоприятном раскладах карт;
  • вероятность благоприятного и неблагоприятного раскладов карт;
  • кто обладает правом первого хода (в разных конвенциях обладатель первого хода разный);
  • целесообразность использования Любой игры (если такая опция заявлена в конвенции);
  • близость просчета у вас или вашего соперника.

Очень многое зависит от темперамента игрока, от его характера. Азартный игрок сразу заказывает крупные игры на плохой карте, в надежде хорошо купить. В итоге он чересчур крупно садится в начале партии (если только ему вдруг не станет идти удачный прикуп и не начнут выручать расклады), а в конце, даже если ему придет наконец-то хорошая карта — он с нее мало что получит — потому что крупные игры уже сыграны, а на мелких, даже перевыполняя их, много не заработать.

Излишне осторожный игрок сначала закрывает мелкие игры, не рискует, выжидает. Надеется, что ему придет хорошая карта на крупную игру. При таком мышлении обычно к концу партии у игрока остается много несыгранных крупных игр, и он, проигрывая концовку, проигрывает и всю партию целиком, несмотря на то, что всего за несколько сдач до окончания партии выигрывал.

Как обычно в жизни, истина находится где-то посередине. Все хорошие игроки в Разбойника универсальны, они сочетают в себе как умение рискнуть, когда это необходимо и диктуется игровой ситуацией и несколько попридержать себя, выждать момент, взять паузу, терпеливо ожидая прихода хорошей карты. Именно в правильном балансе их качеств и кроется, залог успеха.

Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.