Чтобы понять, что такое впустка, сперва нужно знать, что такое ВИЛКА.
ВИЛКА — это комбинация карт одной масти на руках у игрока, количество взяток в которой зависит от того, кто ходит.
Например: KJ против AQ в той же масти называется вилкой. Если ход принадлежит обладателю KJ, то он не возьмет ни одной взятки в этой масти, т.к. на валета противник положит даму, а на короля — туза. Если же ходить должен тот, у кого на руках AQ, то каждый возьмет по одной взятке, т.к. на ход в туза будет положен валет, а король станет старшей картой масти. В свою очередь, AQ против KJ тоже называется вилкой. Для розыгрыша вилки используются приемы: прорезка, импас, экспас, впустка.
А что такое импас и экспас?
ИМПАС — термин, пришедший в преферанс из бриджа. Означает примерно то же, что прорезка в преферансе. Импасом называется ход в маленькую карту, который ставит перед противником проблему: чем бить. Из двух сидящих следом игроков последний, несомненно, находится в преимущественном положении по сравнению с предыдущим: он может взять взятку той или другой картой — в зависимости от карты, положенной противником.
KJ | ![]() |
AQ |
87 |
Классическим примером импаса может служить ход Юга в маленькую карту той масти, где у Запада король и валет, а у Востока — туз и дама. Если Запад кладет короля, Восток перебивает тузом, если валета — дамой.
Импас может быть двойным, если король у Запада третий:
KJ8 | ![]() |
AQ9 |
107 |
В данном случае нужно прорезать дважды.
Прием, при котором прорезается более сильная масть противника:
AQ | ![]() |
KJ |
87 |
т.е. карты лежат наоборот: у Запада — туз и дама, а король и валет — у Востока, называется экспас. Те же термины употребительны в играх винт и вист.
Вот теперь внимательно!
ВПУСТКА — это технический прием розыгрыша в преферансе и многих других коммерческих играх, в которых нужно брать взятки. Суть впустки состоит в том, что один из игроков получает ход и вынужден ходить в вилку противника, наигрывая тем самым ему лишнюю взятку.
Рассмотрим тот же пример.
AQ | ![]() |
KJ |
87 |
Если ход Востока — Запад берет две взятки. Если ход Запада — одну взятку возьмет Восток.
Таким образом, впустка — это вынуждение руки к ходу в вилку. Для осуществления впустки, очевидно, необходимы ПЯТЬ обстоятельств.
Во-первых — наличие вилки.
Во-вторых — наличие на впускаемой руке БЕРУЩЕЙ карты, после приема на которую эта рука будет вынуждена ходить в вилку.
В-третьих — наличие ОТХОДА в эту берущую карту.
В-четвертых — ход впустки должен быть на руке с этим отходом.
В-пятых — на впущенной руке не должно быть «посторонних» карт, ходом в одну из которых, впущенная рука могла бы избежать хода в вилку.
Из изложенного следует, что впустку необходимо ПОДГОТАВЛИВАТЬ.
Для подготовки впустки в большинстве случаев используются два игровых приема ЭЛИМИНАЦИЯ и ПЕРЕДАЧА.
ЭЛИМИНАЦИЯ — отбор карт, очищение руки противника от всех «лишних» карт. Используется при подготовке таких приемов, как сквиз, впустка, парада. Например, элиминация козырей — отбор всех козырей. При подготовке финальной впустки сначала элиминируют остальные масти, чтобы впущенный игрок не мог отойти в постороннюю масть, а был вынужден наиграть взятку в определенной масти.
ПЕРЕДАЧА — это возможность передать ход на другую руку в коллективных играх, основанных на розыгрыше, — от одного вистующего другому (в преферансе) со стола в руку (в бридже) и т.п. Передача хода — один из важнейших моментов в розыгрыше: чтобы дать взятку на мизере, прорезать или провести импас, убить старшую карту противника козырем, нужно своевременно позаботиться о передаче хода. Важность передачи хода можно проиллюстрировать таким примером из преферанса:






















![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() |
Юг заказал мизер и пошел с короля червей. Запад берет тузом. При любом следующем ходе взятку берет Восток (Юг подкладывается). Отсутствие передачи хода дает Югу возможность выиграть мизер.
Таким образом, чтобы осуществить впустку нужно, как минимум:
- заметить вилку;
- выявить берущую карту;
- за первые 7 ходов осуществить элиминацию и, если необходимо, передачу в руку с отходом в эту берущую карту.
В заключение расклад, где Юг, избегая распасовки, заказал 7 пик.






















![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
Юг проводит элиминацию, отбирая у Запада три мелких козыря и одну трефу тузом. Затем Юг продолжает королем бубен в БЕРУЩУЮ карту Запада. Это первая впустка. Запад, избегая наигрыша в червях, отходит последней трефой в козырь Юга. Юг продолжает семеркой червей (ВТОРАЯ впустка) в старшие черви Запада. Запад вынужден наиграть Югу взятку на короля червей.
18.04.2002