Денег нет — не садись.

 
Россия, Саранск,
«Столица С» №051,

КАРТОЧНЫЕ ИГРЫ

Манзанилла

Банальная фраза «Что наша жизнь? Игра!» прилипает к губам так же, как липнет к пальцам засаленная колода игральных карт. Начав игру, наивно думать, что вы сражаетесь против вот этого конкретного блондина — вы играете с судьбой. Самый искусный шулер может нарваться на крапленую колоду карт, на крапленую медицинскую либо географическую карты, на крапленый нож или крапленые тормоза, отказавшие на крутом склоне. Судьба — лучший шулер. Этому и учил Пушкин в бессмертной «Пиковой даме». Вместо туза выпадает дама, но никто не заметил, что пиковая дама лежала днем раньше поверх тройки и семерки. Исход игры предопределен еще до того, как на фабрике отпечатали колоду карт, которыми вы будете играть.

Неудивительно, что азартным играм столько внимания уделяет литература — азартнейшая из игр. В русской классике персонажи только и делают, что дотла проигрываются — от Николая Ростова до Степана Головлева. Ноздрев и Чичиков разыгрывают фантасмагорическую партию в шашки, где на кону стоят мертвые души. Азарт управляет жизнью «Игрока» Достоевского. У мистика Лермонтова картам особая роль — Арбенин из «Маскарада» поучает: «Но чтобы здесь выигрывать решиться, вам надо кинуть все: родных, друзей и честь»; тамбовский казначей вслед за имением проигрывает жену; фаталист Вулич отдает проигранные деньги под пулями мятежных чеченцев. «Меня зовут Макмерфи, Р.П.Макмерфи, и я слаб до картишек», — говорит герой романа «Пролетая над гнездом кукушки». Из азарта или из протеста Макмерфи начинает игру с беспощадной административной машиной зарубежной психушки и проигрывает. Оптимисты скажут, что он победил морально, но утешения от этого мало. В рассказе Хорхе Луиса Борхеса «Лотерея в Вавилоне» описан мир, где лотерея из азартной игры переросла в систему государственного управления, а затем и в нечто мистическое, управляющее судьбами. «При благодетельном воздействии Компании наша жизнь полна случайностей. Купивший дюжину амфор дамасского вина не удивится, если в одной из них окажется талисман или гадюка...» Судьба играет, человек подражает судьбе: Атос, проигравший перстень Д'Артаньяна, отыгрывается, поставив на кон своего слугу Гримо, разделенного на десять ставок. Ставка в роковом поединке Гамлета и Лаэрта — шесть берберийских коней против шести французских шпаг с перевязями. Как истинный шулер, судьба может завлекать жертву, прежде чем нанести решительный удар. Джон Смит из романа Стивена Кинга «Мертвая зона» выигрывает много баксов в ярмарочной рулетке, а через две страницы попадает в автокатастрофу, из пятилетней комы он выйдет ясновидящим и безмерно одиноким. Гонщик Клерфэ (Ремарк, «Жизнь взаймы») девять раз выигрывает, поставив в рулетку на красное, — через 15 страниц, конечно, гибнет. Мало найдется детективов и приключенческих книг, где бы не упоминались азартные игры. В романе «Эра милосердия» заурядное событие («несколько дней назад у Верки-Модистки банчишко метнули») привело к тому, что после меткой пули Жеглова «Студебеккер» улетел в Москву-реку. Проигравшийся персонаж конан-дойловского «Знака четырех» майор Шолтон пошел на предательство и погиб, не получив счастья от сокровищ Агры. Легендарного капитана Блада из романа Рафаэля Сабатини предатели захватили в плен. Но за партией в кости их алчность разгорелась, и («Манзанилла!» — прохрипел умирающий негодяй, перед тем как пристрелить дружка) капитан Блад поплыл дальше. Манзанилла — сок ядовитого яблока. Азарт — сок неизвестного плодового дерева. Так или иначе литература проигрывает жизни в партии в подкидного дурака, так или иначе сколько бы раз ни выпадали тройка и семерка — однажды выпадет пиковая дама. Пиковая дама — судьба. Но и эта метафора засалена, как колода старых игральных карт. Карточные шулера обманывали не только благодаря выработанной ловкости рук. Шулерская наука прогрессировала, на помощь приходили механизмы. Еще в царские времена наиболее употребляемой уловкой пофессионалов были отражатели, имевшие вид табакерки, украшенной медальоном. Когда шулер брал ее, то нажимал тайную пружину — и портрет заменялся вогнутым зеркалом, давая таким образом шулеру миниатюрное изображение каждой карты.

Более сложной машинкой является картохранитель, служащий для втягивания или выбрасывания карты по желанию игрока. Иногда это простое приспособление прикреплялось к рукаву с помощью пружины, а иногда машинку помещали в жилетный карман. Ее устройство обнаруживает большое остроумие изобретателя. Самым образцовым из картохранителей является аппарат, изобретенный американским шулером по имени Копплингер. Благодаря этому механизму карты выбрасываются и втягиваются в рукав простым движением колен. Этот гений «работал» в Сан-Франциско, где долгое время сбивал с толку шайку опытных собратьев, которых он систематически обирал. Когда их терпение истощилось, они навалились на «изобретателя» всей кучей, связали, заткнули рот и обыскали. Находившийся при нем механизм привел всех в изумление своей простотой и остроумием. Эта машинка существует и до настоящего времени. Известен случай, когда под стол банкующему положили петарду, имевшую фунт пороха. Взорвалась она как раз в ту минуту, когда игра была в наибольшем азарте. Ужасный треск — и всю комнату заволокло дымом. Пораженные страхом и не видящие ничего люди бросились бежать, думая, что дом рушится. Расталкивая друг друга, они лезли в окна, застревали в дверях, многие попадали со стульев. Почти все бросили свои деньги на столе, а шулера тем временем захватили весь банк и исчезли...

«Азарт — это страсть к легкой наживе, страсть к деньгам, которой чужды всяческие чистые стремления. Страсть эта, безусловно, отрицательного свойства и в высшей степени заразительна. Игрок быстро втягивается в ее водоворот, забывая при этом свои общественные обязанности и социальное положение. Проигрыш или выигрыш действует одинаково развращающе на человека. При проигрыше для новичка-игрока является естественным желание отыграться; в душе человека, не одуревшего в атмосфере азарта, как правило, таится обида за проигрыш. Нереальное угрызение совести влечет за собой стремление выиграть, и человек мало-помалу запутывается в бесконечных нитях азарта. Точно так же и выигрыш действует на здорового человека, особенно тогда, когда везение на твоей стороне и карта, как говорится, идет. Деньги просто льются в ваш карман без особых на то затрат. Бесхарактерный игрок одурманивается успехом и постепенно перестает осознавать ценность денег». «Сенсационные разоблачения карточной игры», неизвестный автор, 1912 г.

Представители любителей карточных игр осаждают штаб-квартиру МОК (Международного олимпийского комитета) в надежде добиться-таки статуса вида спорта для своего любимого занятия, но... Извечные предрассудки ума человеческого не позволяют выйти из рамок принятых когда-то «ценностей». Ну как же так — азартные игры — да в реестр спортивных?! Однако за рассуждениями о внешних показателях мы забываем о внутреннем содержании карточных игр — не просто интересных и увлекательных, но и мудрых, ни в чем не уступающих в этом отношении корифею спортивного движения — шахматам. И вот в конце XX века справедливость восторжествовала: полноправным членом семьи видов спорта стал бридж — да-да, тот самый, посредством которого в былые годы зарабатывались сказочные сокровища и проматывались состояния. Многие ли знают, что родина бриджа — Россия? Вобрав в себя приемы других известных игр — винта и виста, в середине прошлого века он перешел границы Российской Империи. В него стали играть в Европе, а затем — и в Америке. Ныне бридж — одна из самых популярных игр в мире. И по всей видимости, он в скором времени вместе с шахматами будет представлен на олимпиадах. Причем, что несколько удивляет, — на зимних. Не обошла громкая популярность бриджа и Россию (как известно, после революции он был запрещен), где теперь ежегодно проводятся различные турниры. Естественно, не осталась в стороне и вездесущая Мордовия. В Саранске создано отделение Российской лиги бриджа, а совсем недавно в Центре научно-технической информации создан первый бридж-клуб, с руководителями которого — Владимиром Кильдюшкиным и Антоном Дариным — беседовал корреспондент «С» Андрей Мельников. — Как ни странно, Саранск имеет давние бриджевые традиции. Именно у нас — почти подпольно — вышел первый журнал «Бридж в России». Ну а с 1990 года, когда Госкомспорт СССР официально признал бридж видом спорта, у нас стали играть открыто, и вот недавно мы открыли свой клуб. Вообще бридж в мире распространен больше, чем шахматы. К тому же считается более интересным и разнообразным. Один московский бриджист в споре с шахматистом как-то сказал: «Что это за игра такая — шахматы, если каждый раз приходит один и тот же расклад !» Этим, пожалуй, все сказано. А вот вам пример массовости бриджа: ежегодно проводится множество международных турниров, один из которых по количеству команд-участниц занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Так что, получается, самый массовый спортивный турнир — по бриджу. «С»: Я слышал, у вас уже есть какие-то успехи за пределами Мордовии... — Свой первый товарищеский матч мы проводили в Пензе, где обыграли местных бриджистов. И вот только что приехали с чемпионата России, где собрались все сильнейшие спортсмены из наших центров бриджа: Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Новосибирска. Выступили мы не очень удачно: начали здорово, но в итоге оказались в конце турнирной таблицы, однако набрались так необходимого нам опыта. Разумеется, эта поездка в Подольск и четырехдневное проживание вылились нам в копеечку. Но игры стоят свеч! Чтобы иметь возможность регулярно проводить официальные чемпионаты города и республики, мы поддерживаем связь с Москвой. И собираемся их проводить — вот только наберем необходимое число участников, зарегистрируем свою федерацию — и тогда... Наше будущее также видим в поездках на известные российские турниры. Кроме того, в настоящее время мы ведем переговоры о том, чтобы включить Саранск в отборочный турнир первой лиги России. Думаем, мы добьемся того, что у нас хотя бы 2 или 4 пары будут в нем участвовать.

Профессия: ШУЛЕР

С азартными играми принято отождествлять прежде всего карты, поэтому разговор пойдет о них и обо всем, что с ними связано. Немного истории. Карты и игры в них соотносят с повсеместным появлением в Европе в начале XV века кочующих цыган. Однако имеются исторические данные, которые относят происхождение игральных карт к XIII веку; такого рода предположение основано на указе Людовика Святого (1254 год), запрещающем под страхом наказания кнутом карточную игру в пределах Франции. Еще раньше с игрой в карты были знакомы китайцы и японцы, правда, использовавшие для этой цели кругляшки из кости.

В древней истории можно встретить массу примеров азартной игры, хотя карт, в прямом смысле этого слова, не было, их заменяли кости. Индийцы, несмотря на строгость закона, проигрывали своих жен. Англосаксы ставили на карту своих любовниц. Полудикие жители острова Цейлон доигрывались до того, что позволяли выигравшим издеваться над своим телом. На юге Италии, в особенности в Неаполе, люди ставили на карту свою свободу. Первые шулера появились во Франции во времена Генриха V и Марии Медичи. Карты того времени сильно отличались от нынешних: рисовались они от руки, поэтому были очень дороги, имели в длину 22 сантиметра, что делало их крайне неудобными для шулерских приемов. Карты имели тогда символическое значение и представляли своеобразную сословную лестницу. Туз — на латыни название одной монеты, означал главенствующее значение денег. Трефа — луговая трава, растущая во многих местах Франции. Пики — по названию оружия. Бубны — тяжелые стрелы с четырехугольным наконечником, которые метались из арбалета. Черви — символизируют мужество. Под цветными изображениями скрывались вполне конкретные люди: Ludith — дама червей — Изабелла Баварская, Pallas — дама пик — Орлеанская дева Жанна д'Арк, Rachel — дама бубен — Агнесса Сорель, имя трефовой дамы — Regina — это Мария Анжуйская, жена Карла VI. Четыре валета изображали феодальное дворянство, остальные карты — вассалов, войска и народ. Итак, как видите, карты — предмет довольно древний, следовательно, профессию шулера можно отнести к одной из наиболее древних профессий. Шулерская игра в клубах в данное время сопряжена с огромным риском и дает слишком мало прибыли, поэтому, чтобы применять искусство обмана, в каждом клубе имеются «свои люди», понимающие все тайны шулерской игры. Вообще клубная игра не может удовлетворить аппетиты игрока-шулера, и он поневоле должен перенести свою деятельность на игру домашнюю — в вагонах, на вокзалах, курортах и т.д. Там ему действовать легче и доходнее, не нужно раздавать доли выигрыша. Но и в данном случае шулеру действовать одному трудно, ему необходим сообщник. На жаргоне его называют составителем или наводчиком. Главная его роль сводится к составлению игры, то есть к заманиванию в клуб доверчивых игроков. Очень часто им может быть женщина, тогда дело обстоит еще легче. Шулера очень ценят хороших составителей, прекрасно понимая, что без них могут умереть с голоду. Вторым спутником шулера-игрока является «свой человек», который принимает участие в игре и помогает мастеру. Выигрыш делится пополам. Очень часто игра ведется на марки-жетоны, это делается по двум причинам: во-первых, чтобы участвующие в игре не крали со стола денег и, во-вторых, для контроля за проигрышем игрока-пижона. Кроме того, этот способ гораздо азартнее, ибо играющий психологически не замечает своего проигрыша. После игры карты, как правило, уничтожаются. Дележ денег производится немедленно по окончании игры, после ухода проигравшего. Доли редко подлежат проверке и принимаются на совесть, без ссоры — обманывать своих не выгодно, так как вору-шулеру, утаившему товарищескую долю, руки потом просто-напросто... отрежут. Приблизительно шулеров можно классифицировать так. Первую ступень занимают шулера — специалисты по коммерческим играм (преферанс, винт, вист, марьяж, бридж). Они большие знатоки своего дела, так как, кроме шулерских приемов, нужно знать коммерческую игру и уметь играть в нее. Ко второй категории можно отнести шулеров, играющих с одинаковым успехом как в коммерческие, так и в азартные игры и знающих технику этих игр в совершенстве. Такие шулера-исполнители очень высоко котируются на игровой бирже. Последнюю ступень занимают играющие исключительно в азартные игры (очко, 31, 1000, свара и храп; две последних игры являются наиболее популярными у нас в Саранске). Необходимые качества, которыми должен обладать шулер: орлиное зрение, подвижность рук, здоровое сердце, гибкость большого пальца левой руки. Одним словом, чтобы достигнуть звания чемпиона шулерского искусства, необходимо пройти массу мытарств, приобрести опыт, отдать много труда и времени.Женщинам это искусство почти не дается... Среди шулеров есть и свои паразиты, живущие не за счет пижонов и доверчивых игроков, а питающиеся от «честных» шулеров. Это шулера-доносчики, специальность которых заключается в шантаже и доносах на собратьев по ремеслу. Узнав, что исполнитель «составил дело», он наглым образом требует свою долю, и если таковая ему не выплачивается, всякими способами старается испортить игру. Он может предупредить пижона о грозящей ему опасности потерять деньги или «открыть ему глаза» после верного проигрыша. Как правило, стукачи — плохие мастера и техники. Очень часто, когда они заходят слишком далеко, их избивают маститые шулера, что, однако, не мешает им продолжать заниматься этим делом. Одной из специальностей некоторых шулеров-игроков за последнее время является обыгрывание наверняка своих собратьев. Такой способ на шулерском жаргоне называется «спуском». Техника здесь такова: под намеченную жертву подводят неизвестного шулера либо своего человека, обставив это соответствующей бутафорией и таинственностью. Представляют его как богатого человека, совершенно не знающего тайн карточной игры. Осмелевший шулер в такой обстановке начинает действовать сгоряча и... проигрывает. Техника игры «в спуск» крайне трудна, так как подставному нужно пользоваться не известными «спускаемому» приемами, а так же знать тактику противника. Тут как нельзя кстати подходит пословица «вор у вора дубинку украл». В заключение приведем несколько заповедей начинающим игрокам, соблюдение которых положительно необходимо для того, чтобы быть гарантированным от значительного проигрыша.

  • Счастливый игрок, наученный опытом, никогда не станет соединять свои шансы с шансами тех, которые всегда проигрывали. Несчастье прилипчиво! Не нужно класть ставки на то место, на которое клали их проигравшие; всегда следует соединяться с теми, кто в выигрыше.
  • Необходимо ставить деньги последним — этим вы не дадите опоздавшим сбить вам игру.
  • Никогда не объявляйте игры при шансах, не достигших самой точной вероятности выигрыша. Нетерпение в игре приводит всегда к печальным результатам.
  • Не следует играть больше двух часов подряд, потому что за такой промежуток времени ум и энергия утомятся. Должен быть отдых.
  • Во время игры следует быть хладнокровным — это самое главное условие. Необходимо скрывать в своей душе все движения, которые выражают радость при выигрыше и скуку при проигрыше. Счастье не особенно любит, чтобы радовались тем благодеяниям, которыми оно вас одарило.Горе ожидает того, кто пьянеет от удачной игры.

Автор искренне благодарит Сергея Александровича Волкова, руководителя «Магик-Центра», за помощь в создании материала.

Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.