Правилами преферанса можно воспользоваться и для игры вдвоем. Сдают по очереди, на четыре кучки: в трех по десять карт (двум играющим и «болвану») и две карты прикупа. Карты «болвана» после заявки играющего открываются, и возникает ситуация, обычная для игры с одним вистующим. Сама же игра может проходить по двум системам: «разбойник» и «классика».
При игре в «разбойник» каждый из соперников должен сыграть по очереди все возможные в преферансе виды заказов — шестерную, семерную, восьмерную, девятерную, десятерную и мизер. По очереди в смысле очередности хода, но не в смысле порядка самих заказов. При первой же сдаче можно объявить мизер, затем, скажем, семерную, девятерную и т. д. Таким образом, весь игровой цикл состоит из шести сдач каждому из партнеров.
Запись при игре в «разбойника» осуществляется следующим образом (табл. 11).
Таблица 11. Учетный листок при игре вдвоем («разбойник»)
Игра | Игрок А | Игрок В |
---|---|---|
6 | 2 | 2 |
7 | 4 | 4 |
8 | 6 | 6 |
9 | 8 | 8 |
10 | 10 | 10 |
Мизер | 10 | 10 |
В первой графе наименование игры. В двух следующих записываются данные по недобору участниками взяток — здесь дана цена недобора одной взятки. Например, при восьмерной игре игрок В при недоборе трех взяток записывает в свою графу: 6x3=18 минусовых единиц; или еще пример: при недоборе двух взяток при семерной игре игроком В вносится цифра 4x2! — 8 минусовых единиц. Игра заканчивается при полном заполнении таблицы. Затем подсчитываются суммы минусовых единиц. Победителем считается тот партнер, чья минусовая сумма меньше. Пример (табл. 12).
Таблица 12. Пример записи при игре в «разбойник»
Игра | Игрок А | Игрок Б |
---|---|---|
6 | - | 2 |
7 | 8 | - |
8 | - | 6 |
9 | - | 16 |
10 | 20 | - |
Мизер | 30 | 20 |
Сумма | -58 | -44 |
Итак, игрок А: недобрал 2 взятки при 7-й игре, т. е. 2x4=8, 2 взятки при 10-й игре (2x10=20) и 3 взятки на мизере, т. е. 3x30. Игрок В недобрал: 1 взятку при 6-й игре (1x2=2), 1 взятку при 8-й игре (1x6=6) и 2 взятки на мизере (2x10=20).
Таким образом, выиграл игрок В, у которого арифметическая сумма оказалась меньше, т. е. игрок В выиграл (-58)-(-44)=14, у игрока А 14 единиц. При игре в «разбойник» партнеры обязаны заполнить всю таблицу, и с каждой сдачей круг сужается, пока в последцем туре выбора не остается, и приходится играть «обязаловку».
Иначе производится игровой процесс и размечается игровое поле при игре вдвоем в «классику». Тут сохраняются все правила игры втроем и вчетвером, какие только можно сохранить. Первым в «торговле» называет «заказ» партнер сдававшего. Окончательный «заказ» победившего в споре определяется после вскрытия прикупа. При розыгрыше же партнер взявшего на «игру» имеет выбор: 1) открыть карты, сданные на третью руку (ее в обиходе чаще всего называют «дядей»), 2) вистовать только на своих картах «втемную», 3) спасовать. Итоги каждой сдачи заносятся соответственно в хорошо знакомые нам графы: «гора», «пулька», вистовые поля, «елочки».
Таблица 13. Пример записи при игре вдвоем («классика»)
«Елочки», понятное дело, возникают в результате распасовок, которые играются или после двух пасов при «торговле», или по взаимному согласию в самом начале игры. При распасовке прикуп может вскрываться для обозначения масти двух первых ходов либо оставаться закрытым, как остаются закрытыми для играющих и все десять карт «дяди». Понятно, что такая игра при 12 «неизвестных» из 32 приближается к играм, культивирующим случайность и везение.
О системе расчетов и записи играющие договариваются заранее, взяв за основу уже известные нам классические примеры. Поле при игре вдвоем в «классику» выглядит так, как показано в таблице 13.