входит и умение вистующего определить, играть ли ему в открытую («в светлую») или« в темную». Последнюю ситуацию мы, программисты, называем принятием решения в условиях недостаточной информации.
«Темную» обычно любят начинающие и люди с бесшабашным характером. Опытные игроки давно пришли к выводу, который ярко выражен в афористичной формуле: лучшая темная - это светлая. На мой взгляд, у нее совсем недурное «историко-философское» обоснование, корни которого кроются в реальных условиях человеческого общежития. Борьба за существование, за выживание - это чаще всего вынужденная борьба с чем-то и с кем-то, кто явно сильнее своих соперников. У того, кто, оценив свои карты, решил сыграть игру, есть, наверное, для этого необходимый потенциал. Гораздо скромнее шансы и возможности у тех, кто вынужден пасовать, уступать роль лидера. Поэтому играющий формирует и выгодные ему лично условия - выбирает и назначает козырей, определяет количество взяток, которые ему нужно взять. Но ведь у «лидера», даже с учетом прикупа, который вскрывается и становится известен всем, всего двенадцать карт, а у нас, противостоящих эму, двадцать, почти вдвое больше. Объединив усилия, мы, подчас, можем взять не только максимальное количество взяток, но и вообще не дать сыграть игру, получив за это материальные блага. Словом, «пролетарии всех стран соединяйтесь!» в охоте на мамонта, в борьбе с тираном, с хозяином, с начальством, с любым, кто «высунулся» и заявил о своих эгоистических притязаниях - пусть даже в карточной игре.
А реальный потенциал объединенной Антанты вистующих даже им становится ясен только при открытых картах, особенно при их собственном ходе. Все карточные подножки - опережение в козырях«, прорезки», сюркупы, забивания и пр. и пр. незамедлительно реализуются. Но если бы все было так просто и очевидно, люди и в жизни и в игре всегда играли бы с открытыми картами. Однако тех, кто идет таким путем, очень часто заслуженно называют простаками. Значит, есть все же ситуации, когда не следует сразу выкладывать на стол свои карты и, как говорится, резать начальству в глаза правду-матку. В преферансе - это прежде всего расклады, при которых козыри вистующих лишь тогда могут представлять реальную опасность, когда заказавший игру не знает и не представляет действительных опасностей расклада.
Во-первых, это ситуации, когда играющему нужно, чтобы сыграли все козыри, а у вистующего - козырной вист, который нужно чем-то «достать», а чем - неизвестно.
Допустим, у меня козырной вист и ренонс масти. В этом случае туз или большая карта этой масти, когда она будет разыгрываться, будет убита козырем.
У меня при козырном висте и ренонсе масти может быть явно неприятный для играющего ход в козыря (например от Т, Д, К), а потом я, как удав, буду ждать, пойдет ли он с туза, которого я шлепну...
Или: у играющего (он на второй руке) «система» - К, В, 10. На первой руке от Т, 7, 8 следует ход семеркой. Ход провокационный и не всегда лучший - чаще всего он делается не от хорошей жизни. Так как играющему неизвестен расклад, вряд ли он сразу положит короля, т. к. будет считать, что его забьют на третьей руке. А валета или десятку убьют дамой, передадут ход на туза и забьют не берущим козырем всю «систему». Но положат на семерку короля - и владелец семерки выслушает целую лекцию о низком потенциале своего интеллекта.
Игра в темную идет и в случаях, когда завистовали оба игрока. не удалось подметить следующие особенности. Главный принцип - действия обоих вистующих должны быть направлены против играющего. Если есть верный вист, и ты уверен, что ни в чем не подыграешь противнику или повредишь второму вистующему - вистуй на здоровье, Но необходимо догадаться - на чем вистует твой коллега? Если есть ощущение (по результатам торговли), что его карта сильнее твоей, постарайся дать ему инициативу, а сам свои взятки возьмешь в конце. Оправдывается только твоя правильная игра. Если подыграл или своевременно не нашел нужного выхода, значит, вистовал необоснованно.
Есть целая система «сигналов», которая позволяет тебе и твоему союзнику сообразить, какой у вас расклад. «Прорезаешь» маленькой - даешь понять коллеге, что эта масть у тебя слаба. Не козыряет играющий, стало быть, у коллеги по висту сильные козыри. В этом случае не мешает самому пойти под играющего с козыря - «подкозырнуть». Партнер сделал первый снос на козырной ход играющего, значит, эта масть него сильная или ему просто нечего показывать (например, от второго короля или третьей дамы «нести» опасно) и он сносит ненужную карту. Если владеющий козырным вистом показывает сильную масть, это, по существу, настоятельный совет пойти именно в эту масть. Почти любой другой твой ход будет помогать играющему. Нужно ясно представлять, что ты будешь «сносить», если играющий будет козырять несколько раз подряд. Хватит ли тебе карт для сноса без ущерба реальным и возможным вистам. Если же вистующий не знает, что снести, он непременно дезориентирует своего союзника и сам потеряет «нить Ариадны». В результате - потеря нужного виста. Именно необоснованное вистование вызывает обиду у игроков. Сильный, опытный игрок, если он не жлоб по характеру, обычно тонко чувствует, когда нужно вистовать, а когда, «наступив на горло собственной песне», сказать «пас».
Спасовал, но зато посадили объединенным усилиями играющего - получишь в награду никогда не лишние висты. К тому же некоторую толику ты получишь с «горы», что тоже приятно.
Необоснованно вистовал или пасовал и этим помог играющему - значит «залез в собственный карман». Это непреложная истина.
Резюме: слабые о вистах мечтают, а сильные и умные висты записывают, приговаривая: «преферанс - не школа гуманизма», «а висты нынче тоже не дешевы» или: «разговоры стихнут скоро, а висты останутся».