Как мы уже отмечали выше, оценка игроком силы руки позволяет ему выбрать позицию при торге, т. е. вступить в торг, объявить мизер или отказаться от торга. Рекомендации по целесообразности торга или пасования даны в таблице 10. Сейчас же мы сформулируем несколько общих правил ведения торга, соблюдение которых будет способствовать определенному обмену информацией между вистующими и, следовательно, облегчит дальнейший розыгрыш.
1. ТОРГ
1.1. Ведение торга
Напомним сначала, как проходит торг. Начинает его игрок на 1-й руке. Он имеет право сказать «пика» (и, значит, вступает в торг), «пас» (т. е. отказывается от торга) или объявляет мизер. Каждый следующий игрок может или объявить игру старше названной предыдущим игроком, или сказать «пас». Если в торге участвуют двое, то имеющий относительно другого первую руку может сказать «здесь» на втором и следующих кругах торга. Это будет означать, что данный игрок обязуется сыграть как минимум ту же игру, что объявлена до него. Если названным правом игрок не воспользовался, сказать «здесь» может второй игрок. Примеры такого торга приведены выше в главе «Правила игры».
При введении торга целесообразно использовать следующие соображения.
Правило 13. Торг должен вестись строго в последовательности старшинства игр: «пика – трефа – бубна – черва
– без козыря – семь пик» и т. д., но не «пика – бубна – восемь треф» и т. д.
Соблюдая данное правило, взявший прикуп затрудняет вистующим определение второй своей длинной масти в том случае, когда прикуп изменяет силу руки.
Пример. Игрок А, имея
–; Т, Д, В, х; К, х, х; Т, К, х,
сказал «пика», взял в прикупе Д, В и объявил «девять черв». Вистующие, не зная, что его вторая длинная масть трефа, спасовали. Если бы игрок А сразу сказал «трефа», то партнер, имеющий в трефах второго короля, завистовал бы обязательно.
Правило 14. Торговаться нужно до своей масти.
Например, при наличии на руках семи взяток в бубнах, пасовать нужно лишь после объявлений «семь черв» или «здесь семь бубен», но не при объявлениях «семь пик» или «шесть без козыря».
Данное правило обеспечивает передачу информации о сильной масти пасующего игрока второму вистующему. Кроме того, появляется дополнительная возможность точнее оценить силу руки играющего (переторговав вас, он тем самым демонстрирует, что сильнее по картам соответствующих мастей).
Иногда наблюдается пасование после первоначального объявления «пика». Это связано, как правило, с нежеланием игрока идти на розыгрыш распасов. Возникающие здесь тонкости описаны в главе «Распасы».
1.2. Торг за некрупную игру
Если после раздачи карт оценка силы руки показала 5– 5,5 взяток, т. е. речь может идти о торге за некрупную игру (шестерную или, в лучшем случае, семерную), то он ведется следующим образом.
Имея 1-ю руку и пять старших карт в различных мастях, например, Т, К, Д и Т, К или Т, К, Т, К и Т, нужно обязательно довести торг до «шести без козыря». Аналогично нужно поступать, имея четыре старшие карты в одной масти и туза в другой.
Если же, следуя нашим советам, вы боролись до последнего, но вас все равно переторговали и, следовательно, не дали сыграть, не расстраивайтесь: во-первых, своей стойкостью вы, возможно, добились того, что взявший прикуп оказался «заторгован», и, во-вторых, дали возможному партнеру по вистованию информацию о своей карте.
1.3. Торг за крупную игру
Когда идет торг за крупную игру (семерную, восьмерную и выше), нужно учитывать, что при этом увеличивается вероятность прикупки нужных карт. Например, у вас на руках две длинные масти соответственно с пятью и четырьмя картами (пять на четыре), сила руки – семь или восемь взяток. Если партнер продолжает торг, следовательно, он торгуется на картах остальных двух мастей. Значит, рассчитывать на прикуп старших карт в этих мастях нецелесообразно. Поэтому при вычислении вероятностей можно эти карты не учитывать.
Пример. На руках
Т, К, Д, В, 10; Т, Д, 10, 7; В; –.
Дополнительные взятки дает любая из семи карт (напомним, что бубны и червы – сильные масти соперника, и при расчете мы не учитываем тузы в этих мастях):
7, 8, 9; К, Д, 9, 8.
Расчет дает вероятность прикупки – 69% вместо 66% в обычной ситуации (для девяти прикупаемых карт – семь указанных плюс тузы бубен и черв, см. таблицу 5).
1.4. Торг при мизере у одного из партнеров
Часто случается так, что во время торга один из партнеров заказывает мизер или задумывается о его назначении. Опишем подробнее возможные ситуации.
Если один из игроков объявил «мизер», а у вас на руках девять взяток или восемь взяток и очень прикупная карта, вы, естественно, вправе перебить мизер девятерной игрой. Представим, что после такого объявления ваш соперник сказал «пас» а прикуп дал вам десятую взятку. Наш опыт показывает, что в этом случае, особенно при чужом ходе, из-за объявленного при торге мизера нужно обязательно заложиться на худший расклад. Например, имея в масти Т, К, Д, 10, стоит заложиться на четвертого валета.
Другая ситуация: идет торг – «пика» (игрок на 1-й руке), «трефа» (игрок на 2-й руке), а третий игрок задумался. У вас мощная карта: онеры, марьяжи, короли и нет семерок (или всего одна), а партнер думает и не вступает в торг. Психологически ясно: он обдумывает объявление мизера. Как и в первой ситуации, в данном случае, даже при силе руки на шесть-семь взяток, нужно быть очень осторожным.
Таким образом, при перебитии объявленного мизера или в ситуации, когда при торге становится ясно, что один из партнеров обдумывает возможность объявления мизера, при назначении игры, особенно на чужом ходе, нужно учитывать расклады с малой вероятностью появления.
1.5. Психологические аспекты
При торге часто возникают ситуации, когда игрок принимает решение, опираясь на дополнительную информацию и, в частности, на психологический фактор.
Например, если игрок находится на 3-й руке и имеет около четырех взяток и неважный распас, то после двух «пасов» партнеров на принятие решения о его вступлении в торг могут оказать влияние знание характеров соперников и представление об их положении в пуле на данный момент времени. Так, кто-то из них может просто любить играть распас и поэтому сказал «пас», будучи далеко не «чистым». Возможно, что один из игроков «закручивает» распас, чтобы поправить свое трудное положение в пуле. Во всех этих случаях при достаточной силе руки можно вступать в торг, т. к. велика вероятность прикупки.
Другой интересный вопрос – можно и нужно ли «заторговываться», т. е. идти на семерную игру при силе руки в шесть взяток и т. п.? Ответ на первую часть вопроса снова может быть связан с психологическими аспектами. Например, у одного из партнеров пошла «пруха», он назначает (и успешно играет!) одну игру за другой. Конечно, здесь можно пойти на завышенную игру и попытаться остановить этого игрока. Другая ситуация: торгующийся партнер очень азартен. Здесь часто приносит успех тактика поднятия старшинства игры, чтобы «заторговать» азартного соперника. В любом случае безусловное правило поведения только одно – все хорошо в меру!
Ответ на вторую часть вопроса дать несколько проще: его можно напрямую связать с вероятностью прикупки (см. таблицы 5 и 6).
Особое значение психологические аспекты приобретают при розыгрыше распасов. Подробнее об этом сказано в главе «Распасы».
2. СНОС
Получив прикуп, игрок должен сделать снос, который зависит от силы руки, местоположения играющего, назначения и других факторов. Здесь следует выделить две ситуации: первая – снос очевиден, различных вариантов нет; вторая – имеются различные варианты сноса. В последнем случае снос делается из соображения «чего мы хотим избежать» (сюркупа, опережения в козырях, перехода при забитии и др.). Сначала остановимся на широко известных и логически очевидных правилах сноса для простых раскладов, а затем опишем варианты сноса, снижающие возможности появления названных выше случаев, которых мы «боимся». В следующих главах будут приведены особые случаи сноса.
2.1. Простейшие правила сноса
Правило 15. При раскладе с двумя фосками в одной из мастей и системами карт, дающими взятки, в других мастях, сносят две фоски.
Думается, это правило не требует комментариев!
Правило 16. Если козырные карты неплотны (например, Т, Д, х, х; Т, х, х, х; К, В, х, х и т. п.), а в двух других мастях имеются по две фоски или по фоске с фигурой, сносят по фоске в каждой масти.
Объяснение этому правилу очень просто – это желание уменьшить вероятность сюркупа или опережения в козырях.
Пример I. При карте
х, х; Т, х, х, х; К, Д, х, х; х, х
сносим по одной фоске в пиках и червах.
Пример 2. При карте
Т, К, В, 9; Т, Д, 8, 7; Т, 10; Д, 10
сносим обе десятки.
Правило 17. При неплотном козыре и двух тройках сносят от более слабой тройки.
(Обеспечиваются меньший розыгрыш и возможное выбивание козырей у вистующих).
Пример 3. При карте типа
К, Д; Т, В, х, х; Т, х, х; Т, х, х
сносим х, х или х, х, но не х и х.
2.2. Снос взятки
Правило 18. При необходимости сноса от систем карт, дающих взятки, определяем снос из соображений:
– меньшей вероятности получения взятки;
– большего розыгрыша,
т. е. сносим от той системы, для розыгрыша которой нужно больше выходов, а вероятность взятки на ней меньше.
Пример 1. Система К, Д требует одного выхода для розыгрыша, а К, В, 10 – двух выходов. Значит, предпочтительнее оставить марьяж, а сносить от третьего короля. Далее, вероятность взятки на системы К, х, х и Д, В, 9 – соответственно 31,25% и 50% (см. таблицу 2) при одинаковом розыгрыше (два выхода). Сносим от короля.
Иногда имеет смысл снести взятку, чтобы получить задержку попадания в козыря.
Пример 2. Имеем
К, В; Т, Д, 10; Т, К, Д, В; К, Д, В.
Для задержки попадания в козыря ходами вистующих в пику сносим Д, 10.
2.3. Учет сюркупа, забития и опережения в козырях
Как мы уже отмечали (см. правило 16), имея по две фоски или по фоске с фигурой в двух мастях, для уменьшения возможностей сюркупа или опережения в козырях целесообразно снести по одной фоске в каждой масти. Если фосок нет, снос определяет следующее.
Правило 19. Для того, чтобы избежать забития или опережения в козырях, сносят так, чтобы остались перехваты хода.
Пример 1. Имеем
Т, К, Д; Т, К, Д; К, В, 10; Т, К, Д.
На 1-й руке играем «девять без козыря» со сносом двух бубен, на 2-й руке – «семь без козыря» и оставляем три бубны. На 3-й руке оставляем две бубны и объявляем «восемь без козыря» (прорезка короля бубен здесь невозможна).
Пример 2. При розыгрыше
К, Д; Т, К, х, х; К, Д, В; Т, Д, В
лучше снести даму и валета черв и оставить пиковый марьяж, иначе возможно опережение в козырях, что делает проблематичным розыгрыш трельяжа бубен.
2.4. Учет перехода при забитии
Для плотных систем карт типа К, Д, В; К, Д, В, 10 или даже К, Д, х, х велика вероятность забития. Но забить могут два раза, если найдут переход хода. Поэтому за счет сноса нужно уменьшить возможность такого перехода.
Пример. При чужом ходе имеем
Т, К, Д, В, 10; К, Д, В, 10; К; В, 10.
Сносим В, 10, так как переход на короля бубен менее вероятен.
2.5. Необходимость достачи
Если козырная масть неплотна (нет третьей дамы, второго или третьего короля), необходимо обеспечить достачу этих козырей. В этом случае снос делается с учетом:
– торга (если он был);
– возможного розыгрыша втемную;
– своих карт.
Приведем несколько примеров.
Пример 1 (учет своих карт). Имеем
К, В; Т, К, В, 10; Т, 10, 9; Т, 9, 8.
Так как в трефах нет дамы (и, следовательно, по раскладу она может оказаться третьей), необходимо обеспечить достачу. Поэтому сносим К, В.
Пример 2 (учет торга). Партнер при торге дошел до «семь треф», а вы взяли прикуп на «семь бубен» и имеете
К, 8; Д, 10; Т, К, В, 10, 9; Т, К, 9.
Целесообразен снос К, 8, чтобы ходами в трефу ваш соперник доставал лишь козырей третьего игрока.
Пример 3 (учет игры втемную). Имеем
Т, К, В, 10, 9; Т, К, 9; Т, 10, 9; В.
Сносим 9, В, так как втемную могут убить короля треф.
2.6. Маскировка
Если после неудачного прикупа у вас не получилась 100%-я игра, целесообразна маскировка сноса.
Пример. После прикупа имеем
Т, К, В, 10; Т, Д, 10; К, В, 8; К, В.
Казалось бы, снос очевиден – король и валет черв, но ясно, что даже если по раскладу в бубнах будем иметь взятку, при четырех козырях не успеем ее разыграть. Поэтому сносим короля и валета бубен. Если партнеры прорежут бубну, положим восьмерку. Это может ввести их в заблуждение и спровоцировать на ход в черву. Возможно, они сразу пойдут в черву и наиграют второго короля.
3. НАЗНАЧЕНИЕ КОЗЫРЯ
В неравноразложенных раскладах, когда в одной из мастей больше карт, чем в других, козырем назначают эту самую длинную масть. Исключение может составить случай, когда переход к игре без козыря дает большее количество взяток (см. п. 4 предыдущей главы). Если же в нескольких мастях имеется одинаковое число карт, общее правило назначения выглядит так: козырем назначают более слабую масть. Некоторые особенности назначения козыря при различной длине козырной масти описаны ниже.
3.1. При двух пятерках
В данном случае назначение козыря определяет следующее правило:
Правило 20. Козырем объявляют:
– при двух пятерках с тузами не на 1-й руке – более слабую систему;
– при двух системах вида Т, х, х, х, х и К, Д, х, х, х – систему без туза;
– при двух плотных системах без тузов – более слабую систему.
Пример 1.
Т, х, х, х, х; –; Т, К, Д, х, х; –.
На 1-й руке розыгрыш очевиден: отбор козырей (бубен), затем ход в пику. Получим минимум восемь взяток. Назначение козырями пик и бубен равнозначно, но бубны предпочтительнее, т. к. в этом случае партнеры могут отказаться вистовать.
На 2-й руке возможны и забитие, и опережение в козырях (представьте самостоятельно соответствующие расклады!). Объявив козырем пику, имеем восемь взяток независимо от расклада. Забитие бубны не уменьшает количество взяток ввиду того, что при этом будут использованы берущие козыри.
Пример 2.
Т, К, Д, х, х; К, В, 9, 8, 7; –; –.
При такой карте возможно опережение в козырях даже на 1-й руке, т. к. в трефах имеется система карт с тремя отдачами. Поэтому на любой руке объявляем козырем трефу. Выход в козыря на 1-й руке или любой другой руке после взятия хода сразу определит расклад и позволит взять как минимум семь взяток.
3.2. При двух четверках
Особенности назначения козырей в данном случае состоят в том, что такая карта даст от шести до восьми взяток в зависимости от расклада.
Пример 1.
Т, Д; Т, К, Д, В; В, 10, 9, 8; –.
Здесь козырем нужно объявлять бубну.
Пример 2.
Т, К, х, х; –; Т, К, х, х; х, х.
Ясно, что при раскладе пик и бубен пополам имеем восемь взяток, при раскладе 4-0 или 3-1 – от четырех до шести. При нашем ходе вистующие скорее всего будут вистовать втемную или уходить «за свои» при плохом для них раскладе. Поэтому, исходя из того, как проходил торг, опираясь на свою интуицию и знание психологических особенностей партнеров нужно стремиться, чтобы розыгрыш прошел всветлую.
3.3. При трех четверках
При трех неплотных четверках снос производится из самой слабой (той, которая по первым трем картам дает меньше взяток или столько же, что другие, но с меньшей вероятностью; эти вероятности содержатся в таблице 2). При неравных оставшихся четверках на любой руке козырем объявляют более слабую.
3.4. При трех или четырех тройках
При отсутствии возможности объявить игру без козыря такой расклад является очень тяжелым. Большинство игроков стремятся в данной ситуации так назначить козыря, чтобы играть втемную. Посоветовать что-либо здесь трудно – вес зависит от вашего чувства расклада, игрового опыта и интуиции.
Наличие четырех троек меняет правило назначения козырем более слабой масти на следующее правило.
Правило 21. При четырех тройках козырем назначают:
– пику, если имеется возможность розыгрыша «шесть пик» втемную;
– или наиболее сильную масть обязательно с тузом. При сносе отдают наименее ценные системы, но обязательно оставляют перехват в масти, если он есть.
Пример 1. Имеем
Т, Д, х; Т, Д, х; х, х, х; Т, К, х.
Сносим две бубны, козырем назначаем черву.
Пример 2. Имеем
К, х, х; Т, Д, В; Т, Д, х; Т, Д, х.
Сносим х, х и объявляем козырем пику или сносим х, х и объявляем «шесть треф».
Пример 3.
х, х, х; Т, К, В; Т, Д, х; Т, Д, х.
Сносим две пики, козырем объявляем трефу.
Пример 4.
К, В, 10; К, Д, х; Т, К, Д; Т, Д, В.
Сносим х, В (или даже Д, В), объявляется пика.