Один игрок другому:
- У нас завидный партнер. Перед началом розыгрыша он всегда знает, как надо разыгрывать, а после — почему он опять проиграл.

 

Распасы (часть I)

Введение

Распасы — это игра «не брать взяток» для всех игроков (в отличие от мизера, где взятки не должен брать объявивший игру). Правила здесь очень простые: козырей нет, ходить нужно по масти, нет масти — бросать любую карту. Казалось бы, никаких проблем нет: чтобы брать как можно меньше взяток, под карту партнера нужно класть меньшую, а если нет масти — другую самую большую. Увы, это не совсем так. И слава богу, иначе преферанс стал бы значительно менее интересен.

Стоимость распасов очень велика, поэтому и говорят:

«Тот, кто хорошо играет распасы, в конечном счете выигрывает». Редкая пуля обходится без серьезной серии распасов, а иногда из них просто невозможно выбраться.

Проблеме розыгрыша распасов следует уделить достаточно пристальное внимание еще и потому, что их наличие является единственным принципиальным отличием преферанса от таких карточных игр, как Бридж, Вист или Винт. С другой стороны, кажущаяся простота распасов может создать впечатление их малой значимости для игры и отпугнуть истинных ценителей. Все эти вопросы заслуживают, на наш взгляд, серьезного обсуждения.

Авторы не берут на себя смелость утверждать, что в данной главе полностью раскрыли проблемы распасов и указали все оптимальные варианты игры и просчета карт партнеров. К тому же, как известно, «нельзя объять необъятное». И все же некоторые попытки в этом направлении нами сделаны. Понимание остальных проблем придет к читателю в процессе игры, особенно с учетом конкретной ситуации, манеры игры партнеров и их психологического склада.

1. Правила розыгрыша распасов

Распас — единственная игра, отличающая преферанс втроем от преферанса вчетвером. Это сразу следует из общих правил игры, изложенных в первой главе. Напомним их еще раз.

При игре распаса втроем открывается первая карта прикупа, указывающая масть, в которую следует ходить заходящему игроку и всем следующим, если у них такая масть есть. Достоинство карты прикупа не учитывается, взятку берет игрок, выложивший старшую карту данной масти. Если масти нет, игроки сбрасывают любую другую карту. Полностью аналогично разыгрывается вторая карта прикупа.

После розыгрыша прикупа ход делает игрок на первой руке. В дальнейшем игра идет по обычным правилам, т.е. следующий ход делает тот, кто взял взятку.

При игре вчетвером в розыгрыше участвует и сдатчик. Порядок ходов здесь тот же, что и в игре втроем, но открытая из прикупа карта участвует в розыгрыше и если берет взятку, эта взятка считается за сдатчиком.

После розыгрыша распаса раздача переходит к следующему игроку (скользящая сдача).

Запись результатов распасов производится только в гору: первый распас — по 2 очка за каждую взятку, если следующая игра тоже распас — по 4 очка за взятку. Распасы, следующие подряд после первых двух, считаются третьими, а цена взятки на них — 6 очков в гору (в некоторых компаниях — 8). Если игрок или сдатчик не взяли ни одной взятки, они считаются «чистыми» и списывают с горы стоимость двух взяток.

Распас можно перебить игрой, не ниже семерной (иногда, по договоренности, не ниже восьмерной), т.е. если игрок не хочет играть второй или третий распас, он обязан сыграть как минимум семерную игру. Несыгранная игра оставляет тот же распас, что и до нее, но раздача переходит к следующему партнеру. В случае удачного перебития следующая серия распасов начинается с первого. В Ленинградке сыгранный или несыгранный мизера распасы не перебивают (чтобы не нарушать динамику игры), раздача также скользящая.

Различные варианты Ленинградки предполагают некоторое различие в правилах распасовки, например:

  • порядок распасов — 1-е, 2-е, 3-й, 3-й, 3-й, 3-й, 2-е, 1-е, 2-е, 3-й и т. д.;
  • сыгранный мизер перебивает распас;
  • сдатчик для данной серии распасов не меняется.

Естественно, что стратегия игры несколько меняется, но читателю уже нетрудно будет перенести на эти случаи все сказанное далее.

2. Стоимость распаса и его перебития

Для наглядности дальнейшего изложения приведем таблицу стоимости взяток в вистах для третьего распаса (6 очков в гору за каждую взятку) при игре втроем и вчетвером.

Таблица №13

Количество взяток«Чистых» нет«Чистый» 1 игрок«Чистых» двое
втроемвчетверомвтроемвчетверомвтроемвчетвером
0 - - 280 240 240 210
1 140 90 100 60 - 30
2 80 30 40 0 - -30
3 20 -30 -20 -60 - -90
4 -40 -90 -80 -120 - -150
5 -100 -150 -140 -180 - -210
6 -160 -210 -200 -240 - -270
7 -220 -270 -260 300 - -330
8 -280 - -320 -360 - -390
9 - - -380 - - -450
10 - - - - -480 -

Прочерками в таблице отмечены невозможные ситуации. Например, если игрок на первой руке взял девять взяток, то кто-то обязательно должен быть «чистым», а при игре вчетвером «чистым» не может быть только один игрок.

Если же при игре вчетвером вы взяли десять взяток, то вас ожидает не только памятник в родной деревне, но и -540 вистов, а три ваши партнера будут «чистыми» и выиграют по 180 вистов каждый.

Приведем теперь стоимости некоторых сыгранных и несыгранных игр, чаще всего возникающих при перебитии распасов.

Таблица №14

 Игра втроемИгра вчетвером
Сыгранный мизер +133,3 +150
Сыгранная 7-я +29,3 +36
Сыгранная 8-я +56 +66
Сыгранная 9-я +90,6 +104
Семерная без 1-й -101,3 -116
Семерная без 2-х -178,6 -208
Семерная без 3-х -256 -300
Семерная без 4-х -333,3 -392

Теперь, думаем, каждый видит: распас — очень дорогая игра.

Анализ приведенных таблиц наводит на размышления об отличиях распаса втроем и вчетвером.

Во-первых, уже то, что сдатчик может взять максимум две взятки, а часто оказывается «чистым» (совершенно без борьбы, что особенно противно), говорит о том, что распас втроем безусловно справедливее распаса вчетвером. Кроме того, при игре втроем у всех равные возможности.

Во-вторых, из таблиц видно, что стоимость распаса вчетвером примерно на одну лишнюю взятку отличается от стоимости распаса втроем, т. е. играя вчетвером, вы должны рассчитывать на то, что хотя бы одну свою взятку отдадите сдатчику (что, естественно, не всегда возможно).

Из сказанного можно сделать следующий вывод:

Совет 9. При возможности выбора и прочих равных условиях выбирайте распас чаще при игре втроем, чем при игре вчетвером.

Тем не менее, игра вчетвером более распространена (и приятна — каждому мечтается побыть на распасе сдающим), а шансы игроков несколько уравновешиваются тем, что раздача после розыгрыша распаса скользящая.

Существуют следующие очевидные соглашения при розыгрыше распаса вчетвером:

Совет 10. Дайте взятку сдатчику. Даже если карты не очень позволяют сделать это, все равно отдайте — это будет выглядеть, по крайней мере, благородно. В противном случае будьте готовы хладнокровно выслушать не всегда лестные для вас замечания партнеров.

Совет 11. Если первый выход сдатчика оказался с маленькой карты, наберитесь мужества (даже если вы на первой руке) и пробейте старшей картой. Всегда существует вероятность, что следующий ход сдатчика окажется снова в эту масть (часто именно так и бывает), и благодаря вам он получит взятку.

Например, имея на руках 7 и Т в одной масти, в случае выхода девятки той же масти не раздумывая бейте ее тузом — все равно вы на него возьмете. Зато если следующая карта из прикупа будет той же масти, взятку наверняка получит сдатчик. Даже если у вас на первой руке 7 и Д, бейте дамой. Возможно, остальные ее перебьют из тех же соображений.

3. Прогноз результата распаса

После раздачи карт для принятия верного решения о том, играть или нет распас, всегда нужно сделать прогноз — примерно оценить количество взяток, которые вы не сможете не взять на распасе. Такой прогноз необходим постоянно, если вы на первой руке или игроки перед вами спасовали, независимо от того, была предыдущая игра распасом или нет. Хорошо, если такой прогноз войдет в привычку, тем более, что он в сущности не так уж и сложен.

Следует также учесть, что оценки количества взяток для распаса и для мизера принципиально отличаются — распас оценивается слабее, все-таки вы, в отличие от мизера, будете играть втемную (надеемся, что противники не играют «на лапу»). Оценка ваших карт — это прогноз результата распаса примерно для среднего по сложности расклада. Чаще всего таким он и бывает, хотя встречаются ситуации, когда оценка взяток колебалась от 0 до 1, а в результате получилось шесть или семь взяток. Тут уж ничего не поделаешь — «расклад-с». В сущности оценка зависит от конкретной пули, от того, как складывается для вас игра: если неудачно («непруха»), оценивайте по максимуму — не будет разочарования; если нормально — оценивайте усредненно.

Дадим теперь некоторые советы, как проводить прогноз.

3.1. Оценка длинной масти

Длинной считается масть, имеющая не менее четырех карт. Если длинная масть начинается с 7, 8, с 7, 9 или даже с 7, 10, то она считается на распасах чистой, т. е. при ее розыгрыше вы, возможно, не получите взяток. Конечно, неприятно, если вас «режут» под 7, 10, но мы ведь говорим об оценке, а не о реальном течении розыгрыша. Такие варианты, как 7, 9, К, Т или 7, 10, Д, Т, тоже условно могут считаться чистыми — мы ведь оптимисты!

Для пяти и более карт длинной масти проблем вообще нет: оценка взяток — 0, если уж совсем осторожно — 1.

Масть из четырех карт, начинающаяся с 8, 9 или 8, 10, также условно можно оценивать как чистую — вероятность этого довольно велика. Если же в такой масти пять и более карт, то лучше в этом случае вообще попытаться перебить распас, т. к. почти в половине случаев вам дадут в этой масти не меньше четырех взяток («зачехлят»). Впрочем, если у вас есть перехват в другой масти, то «чехла» можно избежать, и оценка будет равна 1.

Если длинная масть начинается с 7, В или 8, В, оценка количества взяток — 1. В остальных случаях оценка равна 2. Не надо пугаться таких карт, как В, Д, К, Т — при правильной игре они обычно дают не более двух взяток.

Нельзя не сказать о порядке розыгрыша длинной масти. Один из основных законов распасов — «не трогай длинную масть». Как и всем законам, ему надо следовать с умом. В частности, это относится к таким системам карт, как Т, К, Д, В или Т, К, Д, В, 10.

3.2. Оценка короткой масти

Для бланков от 7 до 10 оценка количества взяток — 0, для остальных — оценка 1.

Для двух карт — 7, 8; 7, 9; 7, 10; 7, В; 8, 9; 8, 10; 8, В; 9, 10 — оценка 0 (для 7, В; 8, В; 9, 10 лучше 0,5).

Для систем из двух карт К, Т; Д, Т; Д, К оценка взяток — 2, для остальных пар карт — оценка 1.

Три карты в общем случае оценивать не будем — скучно! Попробуйте сами сделать это, но учтите следующее:
третья карта более чем в половине случаев не разыгрывается, поэтому оценку можно проводить по двум младшим картам, со сдвигом на одну карту к старшим, прибавляя к оценке 0,5, а в сомнительных случаях прибавляя 1.

Оцените следующие три карты: 7, 9, К; 8, В, Т; 10, В, Д; 9, 10, Т; В, Д, Т.
Наша оценка — 0, 1, 1, 1, 2.

3.3. Общая оценка

Найдем сумму оценок по всем мастям. Если игроков четверо и вам везет, можете вычесть отсюда единицу в счет сдатчика. Если у вас нет масти, тоже можно вычесть единицу (а лучше 0,5). Если вам нужен перехват в той же масти, где оценка 0, прибавьте 1. Это приблизительно и будет общей оценкой ваших карт.

В свете сказанного выше может сложиться впечатление, что распасы нужно играть с калькулятором. На самом деле это, конечно, не так. Надо внимательно посмотреть карты (свои!) и оценить их с позиции идей, высказанных в настоящем разделе. В реальной игре оценка делается интуитивно, и никто никаких особо сложных подсчетов не производит (просто не успевает). Но интуиция основана на знании изложенных здесь фактов и практическом опыте.

4. Принятие решения о распасе

После начала распасов, когда следующей игрой может стать второй или третий распас, а перебить его можно лишь семерной (или выше) игрой, очень важным становится вопрос о принятии оптимального решения — пасовать или пытаться сыграть игру. Часто бывает так, что неверное решение может определить судьбу всей дальнейшей игры, и тут дело даже не только в том, что стоимость плохо сыгранной игры или распаса достаточно велика (выше, чем стоимость средней ошибки в обычной игре), но и в том, что неправильный выбор может оказать очень сильное влияние на динамику пули: не угадано удачное перебитие — ужасные, неперебиваемые распасы до окончательного проигрыша; угаданное удачное перебитие — прекрасная игра в будущем; угаданные распасы — и хорошие распасы дальше.

Нужно также учесть, что неправильный выбор оказывает очень сильное психологическое воздействие на игрока, выбивает его на некоторое время из привычной колеи, а так как следующей игрой опять может быть распас, то...

Проблема выбора может оказаться и достаточно приятной — выбор между распасом и мизером или между распасом и «железной» игрой, хотя и в этом случае он должен быть правильным.

Большое значение для принятия решения имеет ориентация игрока на распас. Если ваше положение в пуле весьма неприятное, то чаще всего вы ориентируетесь именно на распас. В принципе это правильно — удачная серия распасов может сильно поправить положение. Самый простой совет — не увлекайтесь, выбирайте распас только в действительно сомнительных ситуациях либо когда выбор не имеет особенного значения. Вместе с тем, обычно результат чрезмерной ориентации бывает обратным — ваше положение может с каждым разом еще более ухудшиться. К сожалению, давать такие советы гораздо легче, чем следовать им!

В дальнейшем мы рассмотрим в основном третий распас при игре вчетвером как наиболее опасный и часто встречающийся. Для второго распаса рассуждения аналогичны. При игре втроем следует учесть, что можно взять на одну взятку больше, чем при игре вчетвером, и ситуация будет примерно той же.

4.1. Решение при мизере

Если вы на третьей руке и имеете мизер, а противники уже спасовали, то безусловно следует играть распас, в том числе второй и третий. Комментарии излишни — все видно из таблиц 13 и 14. Другое дело, если вы на второй или первой руке. В этом случае нет никакой гарантии, что остальные тоже спасуют, тем более, что у них, безусловно, сильная карта. Играйте мизер — уж лучше синица в руках!

Если у вас двухмастный мизер с тузами, королями и без восьмерок, то у партнеров хорошая игра маловероятна и поэтому распас вполне возможен. В этом случае целесообразно объявить распас.

Часто бывает так, что на распасе у вас «железная» взятка, но мизер тем не менее может быть чистым, например, когда имеются три чистые масти и крупный бланк в четвертой. Карта прикупная, целесообразно играть мизер. Исключение составляет лишь третий распас при игре втроем: здесь одна взятка дает +140 вистов, а сыгранный мизер — лишь +133.

Если же у вас нет какой-либо масти, лучше не рисковать — мизер проблематичен, зато есть хороший шанс выйти чистым, ведь вполне возможен выход в отсутствующую масть, и вы пронесете свой бланк.

Обратите внимание еще на один момент. В варианте преферанса, когда мизер не перебивает распасы, на мизере можно рисковать в несколько большей степени, если вы хотите продлить распас, но чувствуете, что его наверняка кто-то перебьет.

Пример 1.. Игрок на третьей руке имеет следующие карты:
7, 9, В; 7, 8, 10, Т; 7, 9; К. Все партнеры спасовали.
Если это не третий распас втроем, мы советуем заказать мизер. На распасе наверняка дадут одну взятку, а вероятность прикупить свою карту в данной, ситуации — 88% (см. таблицу 5). Но, как мы знаем, всякое случается, поэтому осторожные игроки скорее всего будут пасовать.

Пример 2. Имеем 7, 9, В, К; 7, 8, 10, К, Т; -; К.
При такой карте вероятность прикупки (76%) меньше, чем вероятность того, что три карты окажутся на одной руке (79% при пяти козырях). На три карты обычно страхуются, поэтому целесообразнее играть распас, тем более, что есть пронос на бубнах.

4.2. Решение при «железной» игре

Если у вас на руках «железная» семерная и в то же время неплохой распас, обратите внимание на то, что выигрыш при семерной +36 вистов, а если на распасе вы возьмете две взятки (для игры втроем — три), то получите почти то же самое. В данном случае ваш выбор целиком зависит от ориентации, желания играть распас.

В любом случае, если есть шанс остаться чистым — играйте распас.

4.3. Решение при плохой карте

Рассмотрим самый неприятный момент — у вас на руках нет семерной, и распас кажется очень плохим, что случается довольно часто. Когда у вас «непруха», то кажется, что такая карта идет постоянно. Тут иногда помогают смена колоды, сложные замесы, плач, ругательства или не помогает ничего. В принципе нет ничего особенного в том, чтобы иногда взять больше пяти взяток на распасе или сесть без двух или без трех на семерной. Главное, чтобы это случалось как можно реже. Но еще важнее остаться при этом в форме. В конце концов эту пулю вы можете и проиграть. Не все же время выигрывать — потеряете партнеров!

Часто приходится слышать от взявшего семь взяток на распасах: «Хорошо, что не перебивал, был бы без четырех»; или от того, кто сел без трех: «Слава Богу, что без трех, на распасах вообще все были мои». Конечно, такие утверждения никого обмануть не могут, но обычно к ним относятся довольно сочувственно. И неудивительно — игрок не сломался, несмотря на «непруху», а продолжает бороться. Играть с ним намного приятнее, чем с «покойником», который ни на что уже не реагирует. Преферанс вообще игра сильных людей, слабые здесь очень долго не задерживаются. Если вам случалось просидеть двое суток за карточным столом, отвлекаясь только на чай и кофе, то вы поймете нас. Впрочем, мы отвлеклись.

Итак, как же все-таки решить, играть распас или попытаться его перебить? Ничего сложного здесь нет — надо только верно оценить карту, подсчитать, посмотреть в таблице или вспомнить, что выгоднее.

Покажем примерное соответствие между плохим распасом и несыгранными заказами.

 

Третий распас при игре вчетверомТретий распас при игре втроем
Семь без одной ~ 4-5 взяток на распасе Семь без одной ~ 5 взяток на распасе
Семь без двух ~ 6 взяток на распасе Семь без двух ~ 6-7 взяток на распасе
Семь без трех ~ 7-8 взяток на распасе Семь без трех ~ 8 взяток на распасе
Семь без четырех ~ 8-9 взяток на распасе Семь без четырех ~ 8-9 взяток на распасе
Второй распас при игре вчетверомВторой распас при игре втроем
Семь без одной ~ 5-6 взяток на распасе Семь без одной ~ 6 взяток на распасе
Семь без двух ~ 7-8 взяток на распасе Семь без двух ~ 8 взяток на распасе
Семь без трех ~ 9 взяток на распасе Семь без трех ~ 9 взяток на распасе

Выбирайте! Как говорил Швейк, «тяжелый это будет выбор». Вот наше мнение:

Совет 12. Если карта прикупная, можно попытаться перебить распас. Если же нет — лучше и не пробовать, распас может оказаться не таким уж и плохим.

Как правило, распас бывает плохим, когда вы этого ждете. Многое зависит от вашей интуиции, от того, насколько вы чувствуете прикуп. За время пули вам не раз представится возможность ее проверить. Если же прикуп не чувствуется, не расстраивайтесь — просто сегодня «непруха». Действуйте разумно и много не проиграете.

Приведем несколько примеров.

Пример 1. На руках 9, В, Т; В, Д, К; К; 9, 10, К.
Сами видите, тяжелая карта для распаса. Оценка количества взяток — около шести, а при плохом раскладе и все девять. С другой стороны, на игре без прикупа может быть только три взятки. Хотя карта и прикупная, рассчитывать прикупить больше одной или двух взяток не имеет смысла. Таким образом, даже на третьем распасе лучше пасовать.

Пример 2. 8, Д, Т; 10, Д, К; Д; 8, К, Т.
Здесь мы видим примерно пять взяток на распасе, причем карта очень прикупная. Вероятность прикупки — 91%. Но даже если в прикупе две бубны, постарайтесь взять свои пять взяток и не расстраиваетесь — распас был бы очень плохим.

5. Розыгрыш распаса (общие соображения)

Итак, все спасовали, и распас начался. Для начинающих игроков сделаем несколько предварительных замечаний.

Во-первых, совершенно необходимо помнить все вышедшие во время розыгрыша карты. Для начала запомните хотя бы, сколько карт каждой масти осталось у ваших партнеров. Помните, что число карт в каждой масти — восемь. Вычитайте отсюда вышедшие карты и оставшиеся у вас на руке. Еще нужно помнить, какие из ваших карт являются точными отдачами, а какие — приемами.

Во-вторых, сразу начинайте собирать информацию о картах партнеров. Чем больше ее будет, тем легче вам будет играть. Для начала считайте хотя бы количество карт, оставшихся у одного из партнеров при ренонсе у другого. Дальше — больше, но об этом скажем потом.

Отметим, однако, следующее: советы, правила, способы ведения распаса, предложенные ниже, далеко не бесспорны. Это просто некоторые варианты игры, позволяющие в общем случае достичь приемлемого результата. Мы излагаем наиболее распространенный ход игры, простейшие способы получения информации о картах партнеров при условии, что они придерживаются той же тактики, что и мы. Вы, конечно, будете искать свой путь, исходя из собственного опыта. Безусловно, это правильно. Но помните, что любые строгие правила, которыми вы будете руководствоваться при розыгрыше распаса, приводят к тому, что противник сможет составить четкую картину вашей карты. Пытайтесь время от времени менять свою манеру игры, особенно если играете в серьезной компании. Делайте неожиданные ходы, принимайте нестандартные решения, пробуйте запутать противников, даже если иной раз это приведет к неудаче. Но все это уже после успешного овладения техникой ведения распаса.

6. Простые правила ведения распаса

В настоящем пункте мы изложим основные способы розыгрыша карт при распасе. Начинающий игрок может удовлетвориться и этим. Но надо сразу пытаться освоить все. Понять-то, конечно, нужно, но использовать во время конкретной игры — это совсем другое дело. Со временем все необходимые знания придут, и вы сможете после первых двух-трех ходов «увидеть» карты партнеров, как если бы они лежали открытыми на столе. «Тихо, тихо ползи улитка по склону горы Фудзи...». И тогда, конечно, тот объем информации, который представлен нами, покажется слишком скромным, и вы сможете написать о любимом распасе во много раз больше.

6.1. Карты и комбинации карт, важные для распаса

Самыми существенными картами для распаса являются точные отдачи, т.е. семерки. Восьмерки, бланковые и вторые, чаще всего тоже будут отдачами. Что касается третьих, четвертых и т.д. восьмерок, то они будут отдачами далеко не всегда. Чем больше у вас семерок и восьмерок, тем, конечно, спокойнее играть распас. Нельзя сказать, что взяток при этом будет совсем мало — все зависит от остальных карт, но в любом случае вы сможете контролировать ход игры. То же самое относится и к перехвату — комбинации из старшей карты и отдачи. Туз с семеркой — пример «железного» перехвата. Конечно, неприятно брать взятку, но в нужный момент вы сможете перехватить розыгрыш данной масти, решить проблемы со своими крупными картами и приемной длинной мастью и использовать свою отдачу.

Отдачи и перехваты меняются во время розыгрыша, в процессе выхода из игры старых перехватов и отдач. Например, точной отдачей может быть и король, если карты этой масти от семерки до дамы уже вышли (после двух отборов с дамы и валета) или некоторые из них у вас же на руках. Точно так же и восьмерка на данный момент игры может стать старшей картон в масти. Поэтому для простоты изложения там где не оговорено обратное, будем предполагать, что на рассматриваемый момент игры сохранены все восемь карт масти.

Все дальнейшие примеры построены так: если в условии не указан ход игры, это значит, что предыдущий розыгрыш не имеет значения и его как будто не было. Эти примеры не только иллюстрируют изложенный выше материал. Большинство из них взято из реальных розыгрышей и поэтому они несут гораздо больше информации, чем та, о которой пойдет речь.

6.2. Отбор бланков

Представьте, что вы должны делать очередной ход (как вы его заполучили, пока не имеет значения). Если у вас есть крупные бланки, такие как туз, король, иногда дама, то лучше их отобрать в первую очередь. Основная цель — получить в этой масти ренонс и при последующих ходах партнеров в эту масть пронести неприятные для вас карты.

Если же имеется перехват, то достаточно сделать один ренонс, т.е. другие бланки или две карты не отбирать, а ждать возможного проноса.

Пример 1. На руках остались карты 7, 8, 10, Т; К; 8, Т; В.
Причем есть уверенность, что бубны — перехват.
В данном случае лучше отобрать короля треф и использовать отдачу в восьмерку пик, рассчитывая на то, что при ходе в трефу вы пронесете валета черв, а затем и туза бубен. Если же вопреки расчетам партнеры зайдут в бубну, вам придется перехватить тузом, отобрать (возможно, отдать) взятку ходом с валета черв, а затем использовать отдачу в восьмерку бубен.
Действуя иначе, в этой же ситуации можно отобрать оба бланка — короля и валета, т. к. при двух ренонсах будет больше шансов пронести туза бубен. Но зато вы уже возьмете две взятки, а первый вариант даст шанс взять только одну.
Можно спросить, почему же сначала не отобрать валетом а потом пойти в пику, ведь этого валета могут перехватить, и тогда вообще не будет ни одной взятки. Все это может оказаться верным, но практика показывает, что при выходе с таких карт, как В, 10, противники стремятся отдать взятку (может быть, часто подсознательно), в то время как с чужого хода отдать валета гораздо вероятнее.
Таким образом, начинать отбор бланков надо со старших, особенно когда нет перехвата хода. Дело в том, что вам в этой ситуации совсем не нужно, чтобы перехватили ваш бланк.

Пример 2. Если на руках 7, 8, 10, Д, Т; К; 8; В,
то сначала нужно отобрать бланковым королем, а затем уже валетом. Обратная последовательность ходов может привести к тому, что у вас, перехватят ход с валета, отберут бубну, две пики и выдадутся в бланкового короля треф.
Бывает и так, что перебивают короля, но это уже другая ситуация, о которой можно специально порассуждать.
Если у вас перехватили бланкового короля, то скорее всего это туз с отдачей (бланк туза маловероятен). После того, как игрок, перехвативший ход, решит свои проблемы (например, отберет две пики и бубну), он сыграет в свою отдачу, а вы спокойно пронесете валета.
Из всего сказанного следует вывод, изложенный в следующем правиле.

Правило 22. Сначала отбираем крупные бланки, а затем, если нужно, все остальные.

6.3. Отбор двух карт

Ситуация, описанная выше, относится и к двум сильным плотным в масти картам, таким как К, Т; Д, К; В, Д; 10, В. Если у вас нет перехвата и других вариантов игры, то К, Т или Д, К следует отобрать. Что касается В, Д или 10, В, то здесь можно отобрать ходом в одну карту, а потом, используя отдачу, надеяться не взять на оставшуюся карту. Карты 10, В лучше отыграть последовательно, т. к. вторая из них уже будет отдачей. Вообще-то две карты (исключая К, Т) довольно опасны в том смысле, что первый выход с них могут перехватить и отдать вам ход тогда, когда это совершенно не нужно. Поэтому даже при наличии перехвата или ренонса мы все-таки советуем отыгрывать обе карты. При этом, если у вас по две карты в разных мастях, лучше менять масти.

Пример 1. Имея Д, К и В, Д, нужно сыграть сначала К, ЄД, Д, а затем как угодно.

Пример 2. На руках 7, 9, 10, Т; Д, К; 8; В.
Ваши ходы: К; ©В, 8, и вы можете надеяться, что даму скорее всего пронесете или даже отдадите на туза. Надежней, конечно, третий ход сделать с дамы треф, но в данной ситуации можно и рискнуть — у вас два ренонса и пиковая отдача.

Еще один довод в пользу того, чтобы отыграть хотя бы одну из двух карт, заключается в том, что даже при ренонсе редко удается пронести две карты, т. к. противник, убедившись в ренонсе, обычно не ходит в эту масть.

Случаи неплотных двух карт более сложны для розыгрыша, т. к. появляется возможность отдать младшую из них, а это всегда соблазнительно. Поэтому действовать методом отбора, начиная со старшей карты, кажется совсем неинтересным. Тут все зависит от конкретных обстоятельств.

В общем случае совет может быть только один:

Совет 13. Если у вас нет перехватов и вы боитесь «чехла», то отыграйте две карты, начиная со старшей, т.к. младшую могут перехватить.

Пример 3. 7, 9, 10; В, К; 8; В.
Отличие от предыдущего примера лишь в том, что вместо трефовой дамы здесь валет. Тем не менее, розыгрыш может быть совсем другим: ©В, 9. Расчет на то, что даже если вам не удастся пронести обе трефы, одну из них с чужого хода наверняка можно отдать. В итоге даже в самом плохом случае у вас будет четыре взятки, а вероятнее три, если пики не лежат пополам. Если же вы начнете действовать как в предыдущем примере, то получите две-три взятки, т. е. примерно столько же, сколько при описанном варианте розыгрыша. Но риск быть «зачехленным» на четыре взятки тоже остается. Выбирайте сами.

Пример 4. 7, 8, 10, Д, Т; 10, Т; 8; -.
Хотя на руках ренонс и маленький бланк, при собственном ходе опасно выдаться в бубну, т.к. неизвестно, как будет разыграна трефа, а «чехол» может быть очень большим — на четыре-шесть взяток. Поэтому надежнее отыграть с туза и десятки треф и лишь затем выдаться в бубну. Будет лишь две, а если повезет с трефями, то одна взятка.

6.4. Отбор при трех картах

В данном пункте речь пойдет о следующих системах карт: Д, К, Т; В, К, Т; 10, К, Т; 9, К, Т; 8, К, Т; 7, К, Т; В, Д, К; 7, В, К; 8, Д, К; 9, Д, К; 10, Д, К; 10, В, Д; 9, В, Д.

Система Д, К, Т не содержит отдачи, поэтому целесообразен отбор двух карт. Третья не отбирается, чтобы не дать партнерам ренонс, и, по обстоятельствам, проносится.

При системах В, К, Т; 10, К, Т; 9, К, Т отбор вообще не рекомендуется, все силы стоит направить на отдачу младшей карты. Для достижения указанной цели нужно стараться передать ход партнеру, находящемуся под рукой, чтобы он «резал» второго партнера.

При системах 7, К, Т; 8, К, Т следует отобрать ходом одной старшей картой и ждать. Ждать в первую очередь возможности проноса и определения расклада. При просчитанном раскладе можно грамотнее распорядиться оставшимися семеркой или восьмеркой.

Отметим, что при отборе одной старшей картой вы создаете у партнеров иллюзию бланка (у вас) и тем самым затрудняете их расчеты.

Трельяж В, Д, К следует разыграть, т. е. отойти с двух карт. Если одну из них перехватят, вы сразу лишаетесь одной взятки и получаете информацию о раскладе: при перехвате первой карты вырисовываются три варианта: Т; Т, 7; Т, 8, а при перехвате второй — следующие: второй туз или третий туз с семеркой.

Если пропускают обе карты без ренонса, у вас появляется отдача в туза. Если ренонс — вы останавливаетесь и анализируете полученную информацию, в данном случае очень важную. «И такое рассказал, до того красиво...» Всю жизнь бы играть на распасах одни трельяжи!

Системы 9, Д, К; 10, Д, К; 7, Д, К и 8, Д, К разыгрываются аналогично системам В, К, Т; 10, К, Т; 7, К, Т и 8, К, Т соответственно. Только в последнем случае нужно стараться отдать две взятки, тогда как в первом — одну.

При системах 9, В, Д и 10, В, Д осуществляется отбор одной карты. Если ее перехватывают, вы получаете информацию о раскладе. Если не перехватывают — ждете информацию из дальнейшего розыгрыша.

7. Анализ выхода из прикупа

Хотя картами прикупа делают только два хода, они, как правило, несут много информации, т.к. определяют расклад двух мастей. Если же прикуп одномастный, то по возможным проносам тоже можно многое узнать.

7.1. Одномастный прикуп

Вариант одномастного прикупа достаточно прост — возможны только три случая:

  1. Если у каждого из игроков по две карты этой масти, т. е. расклад 2-2-2, то после выходов из прикупа масть пропадает и беспокоиться не о чем.
  2. Расклад 0-3-3. В этом случае один из игроков два раза проносит свои карты, вероятнее всего короткие масти. Если он сносит одну и ту же масть, то скорее всего у него либо этой масти больше не осталось, либо есть только одна карта. После выходов из прикупа у двух игроков остается по одной карте. Они, естественно, знают, кто кого держит. Третий игрок по поведению остальных тоже, как правило, узнает об этом, а также определяет, что расклад 0-3-3.
  3. Остальные расклады. О проносах можно сказать то же самое, что и выше. Кроме того, если оба игрока сносят одну и ту же масть, значит, у третьего две хорошие масти (масть проноса и масть, которую проносят), и есть возможность его «зачехлить».

В этом варианте у одного из игроков остаются карты вышедшей масти. Как определить этого игрока? Для всех раскладов, кроме 1-2-3, 0-2-4, это очевидно, т. к. проносят сразу двое. В случае расклада 1-2-3 или 0-2-4 ситуация будет неясной только игроку, который проносил. По косвенным признакам иногда можно кое-что сказать — трудно бывает удержаться от эмоций при двух выходах в нашу длинную масть (вероятнее всего, чистую) и получить при этом два проноса партнеров.

Чаще всего, когда нет никакой «дополнительной» информации, карты вышедшей масти имеет тот из играющих, кто имел возможность отдать взятку на втором ходу.

7.2. Двухмастный прикуп

Двухмастный прикуп встречается в игре примерно в 3,5 раза чаще одномастного. Вероятность его появления — 77,5%. Так как масти из прикупа разыгрываются независимо, рассмотрим только один из заходов, второй аналогичен.

7.2.1. Ренонс при заходе из прикупа

Если при заходе из прикупа у кого-то из игроков оказался ренонс, этот факт несет, как мы уже отмечали, двоякую информацию. Во-первых, нужно подсчитать количество карт у второго игрока и определить их взаимодействие с вашими картами. Во-вторых, необходимо приблизительно определить расклад той масти, которую проносит третий партнер, учитывая, что обычно проносят короткие масти.

Если ренонс был у вас, почти невозможно определить, как распределилась эта масть у остальных партнеров. Здесь возможны следующие варианты: 0-1-6, 0-2-5, 0-3-4. В случае 0-2-5 остающийся после выхода из прикупа бланк часто сразу же отбирается либо игроком, имеющим этот бланк (если он приемный), либо его противниками (если бланк - отдача в длинную масть). Но отбор (часто неполный) может быть и для варианта 0-3-4. Он маловероятен: вряд ли вам дадут еще один пронос. Во всяком случае, если отбора нет, то почти достоверно можно исключить вариант 0-2-5. Случай же 0-1-6 все же слишком неординарен, чтобы на него не было реакции ваших партнеров. Не бывает столь хладнокровных игроков, которые не реагировали бы на выход из прикупа в ту масть, в которой у них шесть карт. И уж во всяком случае по удивленно ползущим вверх бровям противника, видящего ваш пронос, вам безусловно станет все ясно.

Мы не упомянули случай 0-0-7, в теоретическом плане он мало интересен. Но в игре ведь все возможно, и при таком занимательном и волнующем (не для виновника, конечно) варианте остаются неизвестными лишь две карты (после второго выхода прикупа). Отсюда вопрос: на какую же из них возможен «чехол»?!

Пример 1. На руках имеем 7, 8, 10, Т; 7, В, Т; 9, Д, К; -.

Ходы:

№ ходаприкуп1-я рука2-я рука3-я рука1-я рука2-я рука
1 Д* К В 9    
2 В 10 К* Д    
3   8 К 9*    
4       Т* Д К
5       9 В Д*

* означает, что игрок получил взятку.

После первого хода мы пронесли короля бубен, т.к. туз треф с семеркой лучше оставить для перехвата. Второй выход прикупа очень неприятен (в нашу длинную масть), но зато ясно, что король пик бланковый (иначе он пропустил бы даму). Теперь нам нужна отдача (в надежде на еще один пронос или приемлемый розыгрыш треф и бубен). Выдаемся с восьмерки пик. Пронос игрока на второй руке не должен смущать, т. к. игрок на третьей руке все равно отбирал бы пику. После четвертого хода выясняется, что расклад в червах был 0-2-5, значит, у второго игрока остались три неотыгранные червы. Прорезка пятым ходом с девятки треф неприятна, но мы уже уверены в том, что у второго игрока в начале было не более двух треф, т. к. на третьем ходу он пронес, а имея длинную черву, для проноса наверняка нашел другую короткую масть. Поэтому надо угадать, что положить: валета или туза треф. Будем считать, что угадали. Пятый ход информации не принес, лишь укрепил уверенность в том, что у третьего игрока на руках остались трефовые 8 и 10. Дальнейший розыгрыш для нас не представляет сложности: если отдадут взятку на девятку бубен, ходим с туза треф, а потом с семерки треф.

Пример 2 (полный подсчет карт). На первой руке имеем:
7, 9, В, Т; 7, Т; 9, 10, К; 9.

Ходы:

№ ходаприкуп1-я рука2-я рука3-я рука
1 Т* 9 К К
2 Д* В 10 Д
3   10* 9 В
4   Т* 10 9
5   7 Т 8*

* означает, что игрок получил взятку.

Первый ход показал, что у третьего игрока на руках было шесть черв, а у второго скорее всего не более трех треф.

Второй ход подтвердил это, т. к. в противном случае второй игрок пронес бы на пику на первом ходу. Таким образом, у третьего игрока могут быть три или четыре трефы и одна или ни одной бубны. Поэтому следует проверить бубну, а затем сыграть с туза и семерки треф. После этого остальные взятки получит третий игрок.

Данный пример показывает, как опасно играть распас, имея очень длинные масти. Третий игрок получил шесть взяток, имея на руках почти мизер, с подозрительной трефой 8, 9, В, Д и очень длинной бубной — 7, 8, 10, В, Д, К. Тот же итог был бы, имей он на руках три трефы и маленькую бубну. Основная опасность очень длинных мастей — возможность точного подсчета карт противниками на первых ходах и соответственно увеличение вероятности «чехла».

7.2.2. На руках не осталось карт масти прикупа (без ренонса)

В данном случае возможны следующие расклады: 1-1-5, 1-2-4, 1-3-3. Отделить вариант 1-2-4 от остальных поможет то, что у одного из игроков имеется одна карта, которую он, скорее всего, отберет при первой возможности, если она берущая. Если же это отдача, то ее безусловно отберет тот, у кого остались три приемные карты данной масти. Как же выяснить, у кого что осталось? Здесь можно лишь предположить что-то, пользуясь субъективными признаками (мимикой, вздохами и др.). Объективно можно лишь сказать, что у кого-то остались две отыгранные карты вышедшей масти. Ближе к концу розыгрыша все это выяснится.

Что касается вариантов 1-1-5 и 1-3-3, то в этих случаях на первых ходах чаще всего не происходит дальнейшего розыгрыша масти. В первом случае этого и быть не может: у одного из игроков остались четыре отыгранные карты и, безусловно, это скоро выяснится.

Для случая 1-3-3 наиболее частый расклад оставшихся карт таков, что позволяет игрокам взять в этой масти меньше взяток лишь при чужом ходе, поэтому эту масть не трогают. Хотя иногда при плотных картах (например, Д, К, а на руках 7, Т) выход в масть случается (особенно на третьем ходе). В этом случае у игрока просто нет хода и часто по недовольному виду его партнера можно определить, что на руках у обоих осталось еще по одной карте. Из-за возможности ренонса делать такой ход не рекомендуем.

Таким образом, будем считать, что если не было отбора в масти прикупа, то расклад вероятнее всего 1-3-3 или 1-1-5.

Пример 1. На третьей руке имеем: 7, 10, В, К; К; 7, В, К, Т; 9.
Карта не очень приятная для распаса не на первой руке. Есть вероятность, что прикуп будет в длинные масти, и тогда можно получить много взяток. На первой руке проблем было бы меньше, и с такими картами можно было бы попытаться перебить распас, т. к. довольно высока вероятность прикупить пику или бубну. Посмотрим, однако, как проходил распас.

Ходы:

№ ходаприкуп1-я рука2-я рука3-я рука1-я рука2-я рука
1 8 В 10 К*    
2 К* 10 Д 9    
3   Д* 10 В    
4   9 Д* В    
5     9 К* Т  
6       7 Д 8*

* означает, что игрок получил взятку.

Вплоть до пятого хода сложностей не было, надо было просто отдавать взятки. Выход же с девятки бубен поставил проблему: брать или пропустить, ведь у партнеров остались две бубны, и нужно знать, как они разложились. По ходу розыгрыша мы можем предложить две версии выяснения этого обстоятельства.

Во-первых, после третьего хода с дамы бубен первым игроком можно предположить, что выход был с бланка. Правда, мог быть выход и с двух карт — Д, 8 (имитация бланка), но это маловероятно.

Во-вторых, и это важнее, не было ходов в масти прикупа. Как мы выяснили выше, это скорее всего говорит о том, что расклады в этих мастях 1-1-5 или 1-3-3. В любом случае число карт этих мастей у каждого из игроков после первых двух ходов должно быть четным. Значит, скорее всего, у игроков осталось по четыре карты, хотя у первого может быть шесть, а у второго — две, но это не имеет особого значения.

У второго игрока две неизвестные карты: или две бубны, или бубна и пика. Но раз он не отбирает пику, а судя по заходу, остаться у него мог только туз, то, скорее всего, пик у него больше нет. Этот вариант двух разных мастей предполагает два нелогичных захода первого и второго игроков, что маловероятно. Таким образом, у второго игрока две бубны, поэтому нам необходимо перехватывать ход. Но даже если бы мы ошиблись, у нас оставалась возможность выдаться в пику, в то время как пропуская бубну, мы рисковали бы тем, что первый игрок пронесет две пики. Тогда, начиная с шестого хода, все взятки были бы нашими. Сейчас же, судя по первым пяти ходам, остальные взятки возьмет второй игрок.

Приведем для ясности карты первого и второго игроков:
1-й игрок - 8, 9, Т; 7, 9, В, Д, Т; Д; 10.
2-й игрок - Д; 10; 8, 9, 10; 7, 8, В, Д, Т.

7.2.3. На руках остались карты масти прикупа

Если после выхода из прикупа у вас осталась одна карта данной масти, поступайте так, как показано в п. 6.2 для бланков: отберите при своем ходе, если она берущая, но не отбирайте, если есть такая возможность (хорошие отдачи в других мастях, вероятный ренонс), т. к. это может удачно запутать ваших партнеров.

Если воспринимать названную карту как отдачу, надо помнить, что у партнеров остались только три карты данной масти, и сомнительная отдача (типа восьмерки) может не пройти, когда все они находятся на одной руке. Поэтому, и с сомнительной картой лучше отойти: если пройдет, то хорошо; если нет — получим хорошую информацию о раскладе.

В отношении трех оставшихся карт ситуация более жесткая: нельзя рисковать, не отбирая хотя бы одну карту, ведь мы на потенциальном «чехле». Не отбирать можно лишь в том случае, когда точно известно, что игрок, держащий вас, не получит ход.

Если у вас остались две карты одной из мастей прикупа, то тут возможны следующие расклады: 0-3-4, 1-3-3 и 2-2-3.

Для случая 0-3-4 расклад в масти после выхода из прикупа ясен, т. к. есть ренонс. Розыгрыш в этой масти зависит от ваших карт, поэтому лучше их не трогать, чтобы не было больше проносов.

Остальные варианты, как правило, разыгрываются следующим образом: если нет заходов в эту масть со стороны, то скорее всего, как мы уже не раз говорили, расклад 1-3-3, т. е. у кого-то, как и у вас, остались две карты. Но это не всегда обязательно, некоторые игроки могут не заходить и с бланков. Поэтому нужно быть очень внимательным, знать своих партнеров, считать оставшиеся карты. Очень может помочь в данной ситуации анализ взятки из прикупа: кто чем пробил. Сброс на туза семерки или перехват тузом дамы или короля из прикупа о многом говорят!

Если же у вас на руках остались две плотные средние или старшие карты, то это очень неприятно, особенно при наличии длинной масти и возможности «чехла». Поэтому лучше вначале отыграть хотя бы одну из таких карт. Если это две старшие карты, то, конечно, одну отыграть вы обязаны — ведь всегда есть надежда на расклад пополам. Если расклад не пополам, то остается вероятность проноса второй карты. Пронести же две карты очень трудно, хотя и такое случается. В серьезных случаях отбирайте сразу обе.

Если у вас две средние карты и не хочется их оставлять, можно отойти с одной, лучше со старшей, имитируя отбор бланка. В этом случае игрок под рукой, имеющий две карты, может попасть на эту удочку. Даже если это не случится, ему все равно придется перехватить ход, а вторую карту вы, может быть, пронесете! Но будьте осторожны - третий игрок при этом обязательно проносит, что очень неприятно. Лучше вообще не допускать проносов и если вам удалось обмануть сидящего под рукой, не выдавайтесь ему в ту же масть.

Пример 1.

 прикуп1-й игрок2-й игрок3-й игрок
пика 9 7, Т 8, К 10, В, Д
трефа Т В 7, 10, К 8, 9, Д
буба   7, 10, В, Д, Т 9, К 8
черва   В, Д 7, 9, 10 8, К, Т

Ходы:

№ ходаприкуп1-я рука2-я рука3-я рука1-я рука2-я рука
1 9 Т* К Д    
2 Т* В К Д    
3   Д 10 Т*    
4       Д* 7 8
5       8 10* 9
6   В* 9 8    
7   7 К* К    
8     10* 9 Д  
9     7 8* Т  
10       10* В 7

* означает, что игрок получил взятку.

На четвертом ходу третий игрок отобрал пику от двух старших и ему повезло: пика разложилась пополам. При этом первый и второй игроки никакой достоверной информации о раскладе не получили. Очень информативен седьмой ход: он показал второму игроку, что у первого на руках остались только бубны. Поэтому, если этот игрок посчитает карты, у него не возникнут проблемы дальнейшего хода, потому что ясно, что две трефы у третьего игрока.

Комментарии:

ns_k13:41; 24.05.2015
третья карта более чем в половине случаев не разыгрывается, поэтому оценку можно проводить по двум младшим картам
-----------
Скажем, у меня три карты 10, Д, К. У соперников 7,8,Т и 9,В. Ходит Т, Д, В. Ходит 8,10,9. Хожу К,7. 2 Взятки мои.
Не понятно каким образом не разыгрывается 3я карта в 50% случаев

Главбух09:11; 29.05.2015
Попробую пояснить. Здесь нужно учитывать тот факт, что распасы играются всегда втемную, а также то, что тактика розыгрыша предполагает взять минимальное количество взяток.
Поэтому, в приведенном Вами примере из комбинации 78Т никогда не будет первого хода с туза. Это возможно только в самом конце розыгрыша когда все остальные масти уже отыграны и то, скорее всего, первым будет ход с 7 или 8.
Таким образом, автор вполне прав в приведенном утверждении.
Да и оценка всегда делается плюс-минус 1-2 взятки с учетом хода, стоимости распаса, силы игры соперников и прочих разных факторов :-)

Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.