Мы только-что рассмотрели ряд приемов, к помощи которых в трудном положении может прибегнуть играющий.
Теперь рассмотрим основной арсенал контрприемов вистующих, направленных на достижение их главной цели: отобрать у играющего как можно больше взяток.
Забитие
Забитием называется комбинация, при помощи которой вистующие получают дополнительные взятки, используя свои неиграющие козыри против берущих карт некозырной масти играющего. Примеры забития довольно разнообразны:
1.






















![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
На второй руке назначено «7 треф».
Простое забитие. Оно осуществляется после двух ходов в пику с Туза и малой. Всего у вистующих три взятки. Если бы Туз червей оказался на первой руке, то, передав ход в этой масти на первую руку, можно было бы повторно убить пику. (Двойное забитие с передачей хода).
2.






















![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
На второй руке назначено «7 бубен».
Первое забитие осуществляется после двух ходов в трефу, второе — таким же образом в пику (это уже «мельница»). Можно было убить еще одну трефу, но на третьей руке нет больше козырей. Играющий остался «без одной» в чем должен винить не только себя, но и редкий расклад. Однако если при торговле прикуп был отдан уже на «трефу», то необходимо было назначить только «6 бубен».
3.






















![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
На второй руке назначено «8 червей».
Сложное забитие осуществляется в результате последовательности тактических операций: оголение масти, перехват хода козырным Тузом, передача хода на нужную руку и собственно забитие. Первый ход в пику. Играющий «без одной». Для него, конечно, это «несчастный случай»: ведь назначение, в принципе, было верным.
4.






















![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
На второй руке назначено «7 пик».
Оголение масти, передача хода, забитие. Первый ход с Туза треф, затем в черву и вновь в трефу. Назначение правильное. Разошлись мирно.
5.






















![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
На второй руке назначены простые трефы.
В начале прорезка и отбор пик, затем передача хода в червах на первую руку и вновь ход в пику. Еще будет взятка на короля бубен, а всего пять. Увы, меньше шести не назначишь.
6.






















![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
На второй руке назначено «8 бубен».
Первый ход с малой пики! Прямолинейное — ход с Туза и малой не приводит к цели: после принятия хода на козырного Туза нет передачи на чужую руку для забитая. Теперь, после принятия хода, последует ход с малой пики к Тузу и третий ход в пику. Всего будет три взятки. Прием называется «подготовкой к забитию» или «ход с малой». Что касается назначения, то даже на первой руке целесообразно сказать только «7 бубен». Явный перезаказ.
7.






















![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
На второй руке назначено «9 червей».
Оголение масти, перехват хода, забитие. Необходимо назначать только восемь в любой масти. На первой руке — «9 бубен».
8.






















![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
На второй руке назначено «7 пик».
Первый ход с трефы. Если положить Туза, то после перехвата хода в козырях, еще два хода в трефу. Поэтому, играющий кладет Даму или Валета. Однако, здесь и это не помогает. Взяли Королем и вновь в трефу. После взятия первой рукой на Туза есть передача через Короля червей на третью руку с последующим забитием трефы. У вистующих все лежит «так как надо».
9.






















![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Назначены простые бубны.
После забития в червах необходимо пойти с оставшегося козыря и взять взятки на Туза и Даму, иначе Дама будет выбита малой пикой.
10.






















![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() |
На второй руке назначены «6 червей».
У играющего после отбора козырей в пиках будет две взятки (играет Валет). Поэтому вистующим надо спешить. Первый ход в пику, затем прием на козырного Туза, отбор второй пики, передача хода на третью руку в трефах и, наконец, забитие третьей пики. Своя игра.
Рассмотрим случай, когда играющий может предотвратив забитие. Следующий пример перекликается с примером 8.
11.






















![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
На второй руке назначено «8 пик».
После первого хода с трефы необходимо положить Даму или Валета. Повторный ход в трефу уже не опасен. Играющий принимает на старшую карту и козыряет. Первая рука бьет Тузом и ... не имеет возможности передать ход на третью руку для забития. Если же на первый ход по трефам положить Туза, то играющий проигрывает игру. В создавшейся ситуации для забития трефы передачи хода не требуется.
Сюркуп
Сюркупом называется комбинация, в результате которой козыри хотя бы одного из вистующих выигрывают в силе и обеспечивают получение, по меньшей мере, одной лишней взятки. Приведем ряд примеров.
1.






















![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() |
На второй руке назначено «6 червей».
После третьего хода в трефу (с Туза, Короля и малой) играющий должен положить крупный козырь (Туза или Короля) иначе взятку возьмет Валет с третьей руки. Но теперь Дама и малая в козырной масти на первой руке становятся взяткой. Таким образом, вистующим удалось с помощью сюркупа взять необходимые им четыре взятки. Необходимо отметить, что это произошло лишь благодаря ошибочному сносу играющего. Необходимо было сносить одну пику и одну трефу вместо двух пик (см. рекомендации о сносе на стр.40).
Конечно, и в этом случае, при раскладе треф на руках вистующих 5:1 получается сюркуп уже на втором ходу в эту масть. Однако, вероятность возникновения такого расклада значительно меньше.
2.






















![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
На второй руке назначены простые пики.
После первого хода в трефу удается прорезать Короля с Валетом и тем самым обеспечить сюркуп на третьем ходу. Этот пример аналогичен предыдущему, но играющего уже нельзя упрекнуть за снос. Прорезка Короля и Валета с последующим сюркупом на бланкового козыря не более вероятна, чем расклад 5:1 в трефах на руках вистующих.
3.






















![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
На второй руке назначено «6 треф».
У играющего сильная карта, но слабые козыри. С помощью сюркупа удается добиться того, чтобы крупные козыри на руках вистующих играли как бы отдельно. Следует два хода в пику. Играющий принимает вторую взятку и козыряет. Первая рука бьет и вновь ходит в пику. Третья рука получает взятку на козырную Даму, а Туз на первой руке играет отдельно. Всего сыграло три козыря. Попутно заметим, что если козыри на руках вистующих поменять местами, то для обеспечения сюркупа первый ход должен быть только в малую пику.
4.






















![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
На второй руке назначено «6 бубен».
У играющего просматривается шестая взятка в червах. Поэтому необходимо спешить. Сперва отбираем две трефы, затем одну черву (передача на Туза), наконец, третий ход в трефу. Всего пять взяток. Нетрудно увидеть, что после первого хода в пику (грубая ошибка) играющий взял бы необходимые шесть взяток.
5.






















![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
На второй руке назначено «7 пик».
В этом интересном примере вистующие вначале забивают марьяж, а затем организуют сюркуп. Первые два хода в черву, затем передача на третью руку в бубнах и третий ход в черву. Играющий остается «без одной».
6.






















![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
На второй руке назначено «6 пик».
Здесь сюркуп не получается. После ходов в черву, затем с маленькой в трефу и опять в черву играющий кладет козырного Туза и козыряет. У него шесть взяток.
В заключение рассмотрим пример, где играющий грамотными ходами предотвращает сюркуп.
7.























![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
На третьей руке назначено «6 пик».
Играющий может проиграть игру только в том случае если состоится сюркуп в червях. Поэтому на ход с Короля Червей (на второй руке сбросили малую) он также сбросил фоску. После второго хода в черву играющий принял на Туза, отошел Тузом бубен и сделал три хода в трефу. Теперь после получения хода на козыря, он отдает малую и обеспечивает себе взятку на козырного Короля. Если бы вистующие первым ходом пошли в бубну, то играющему необходимо ответить (он получил взятку на Туза) с малой червы!
Опережение
«Опережением» называется комбинация, в результате которой играющий не успевает разыграть свои масти. Приведем ряд примеров:
1.






















![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
На второй руке назначена простая трефа.
В положении расклада осуществить забитие пики было бы грубой ошибкой. После этого у играющего окажется шесть взяток. Правильно сперва разрезать и отыграть бубну, а затем пойти в козырь с любой масти. Теперь играющий не успевает разыграть пику («опережение») и может взять лишь четыре взятки.
При назначении «6 пик» было бы 5 взяток.
Назначай козырем более слабую масть!
2.






















![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
На второй руке назначено «7 бубен».
И здесь передача хода на третью руку в трефах и двойное забитие пик, хоть и оставляет играющего «без одной», является грубой ошибкой. Простое попадание в козырь оставляет ему только четыре взятки. Непонятно, почему назначено именно семь. Если на забитие, то ведь имеется двойная фиксированная передача хода. Забьют и второй раз! Поэтому либо шесть, либо восемь в любой масти.
3.






















![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
На третьей руке назначено «6 пик». Первая рука не торговалась, пытаясь назначить «искусственную» Распасовку.
После двух обычных ходов (вистующие ходят в козырь червами, играющий пытается разыграть трефы) розыгрыш приходит к следующему положению:












![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
Ход со второй руки.
Теперь нужно сыграть «красиво» с козырного Туза и Дамы. После этого у играющего еще только две взятки в бубнах. Продолжение ходов по червам позволяет играющему взять лишнюю взятку и уйти от поражения.
4.






















![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
На третьей руке назначено «9 треф».
Играющий рискнул (не испугался 4 козырей) и выиграл игру. Но если поменять местами карты первой и второй руки, он взял бы всего четыре взятки! Страшно, аж жуть!
Отбор «козырей»
Одним из действенных тактических приемов играющего является «выбивание козырных вистов» (см. стр. 55). В противовес этому вистующие пользуются контрприемом, который называется «отбор козырей».
1.






















![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
На второй руке назначено «6 треф».
Необходимо срочно отобрать козырей, иначе играющий выбьет Даму после трех ходов в бубну. Первый ход с козыря, Всего три взятки.
2.






















![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
На второй руке назначены простые бубны.
Играющий угрожает третьей пикой разбить козырной вист на третьей руке, поэтому вистующие должны немедленно козырять. Играющий бьет тузом и делает два хода в пику. Вторую пику берет третья рука и откозыривает Королем. Еще будет три взятки, а всего пять.
3.






















![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
На второй руке назначено «6 червей».
Вистующие могут остаться в козырях без обоих вистов. Поэтому надо спасти хоть один. Первый ход с козырного Короля. Играющий бьет Тузом и ходит два раза в трефу. Вторую трефу бьет первая рука и козыряет с Дамы. Всего пять взяток. Если же поменять местами козырную Даму и Валета, то спасти козырные висты (КВх) не удается, и играющий берет шесть взяток.
Комментарии:
А если честно, в данном примере, как мне кажется, пики как козырь выбраны не очень удачно. Ведь зачастую 6 пик есть тот самый "Сталинград", который играется втемную. А при таком раскладе первой руки первый выход в туза червей мог бы наиграть второго короля (если бы он оказался у играющего - весьма сомнительный выход в темную). Для примера лучше, наверное, было бы выбрать те же карты, только придать им другую масть (тогда первый ход вистующего в открытой игре оправдан)))