Один мужик заигрался в преферанс допоздна. Смотрит на часы: мама родная! Три часа ночи. Думает, как бы перед женой отмазаться. Звонит ей:
- Не плати выкуп! Мне удалось бежать...

 

I. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕФЕРАНС

Если Вы являетесь любителем преферанса, то, независимо от уровня вашей квалификации, имеете неплохие шансы постичь секреты достаточно сложной, но увлекательнейшей игры, ознакомившись с содержанием настоящего пособия.

Первый, волнующий каждого игрока, момент — вскрытие своих карт после сдачи, второй — торг за право владения прикупом, с которого, собственно, и начинается игра.

Игроки с определенным опытом условно классифицируют приходящую во время игры карту следующим образом: игровая, вистовая, пасовая, мизерная.

1. "игровая" — содержит, как правило:

  • не менее 4-х карт одной масти, которая объявляется козырной, и крупные карты, обеспечивающие взятки в других мастях;
  • две относительно длинные масти, в каждой из которых имеется 3-4 карты, включая дам (королей) или тузов.

В случае единственной длинной масти назначать цену за прикуп выше, чем имеется взяток на руках игрока, часто является необоснованным риском. В случае же двух относительно длинных мастей вероятность того, что хотя бы в одну масть придет из прикупа карта любого достоинства, значительно выше.

Подтверждением вышеизложенного служат следующие примеры:

 Пример №1Пример №2
АК10 А10
109 Д9
В 10
АДВ7 АДВ87

где А, К, Д, В — туз, король, дама, валет, а 10, 9, 8, 7 — десятка, девятка, восьмерка, семерка. Игрок в приведенных примерах имеет на руках по 5 взяток без прикупа. Рассмотрим карты, которые поочередно могут обеспечить, как минимум, 6-ю взятку игроку в данных примера:

 Пример №1Пример №2
ДВ987 К
А АК
А А
К1098 К109

В итоге имеем:

  • 11 карт из оставшихся 22-х, которые распределяются случайным образом между двумя партнерами и прикупом и могут обеспечить 6-ю взятку игроку в Примере №1;
  • 7 карт из оставшихся 22-х могут обеспечить 6-ю взятку игроку в Примере №2.

Для того, чтобы вычислить вероятность прикупки Р(А1) не менее одной нужной карты (не менее одной — это вероятность прикупки одной или сразу 2-х нужных карт!), следует найти число всех возможных сочетаний из 22-х карт по две, из которого вычесть число всех возможных сочетаний из 11-ти ненужных карт по две для Примера №1.

P(A1) = (Ckn — Ckb) * 100% / Ckn (1)
где n = 22,  b = 11,  k = 2;  
Ckn = n (n — 1):(n — k+1) / k! (2)
Ckb = b (b — 1)...(b — к + 1) / k! (3)

После подстановки в (2) и (3) численных значений, получим:

Ckn = 231, Ckb = 55  

Подставляя эти значения в формулу (1), получим вероятность прикупки не менее одной нужной карты для Примера №1:

Р(А1) = 76%  

Очевидно, что вероятность прикупки 2-х ненужных карт или вероятность риска играющего составит при этом 24%.
Для Примера №2 имеем только 7 нужных карт из 22-х. Отсюда находим количество ненужных карт и число сочетаний по две из этих карт:

b = n — 7 = 15 при n = 22; k = 2  
Ckb = 105  

После подстановки в формулу (1) имеем вероятность прикупки не менее одной нужной карты для Примера №2:

Р(А1) = 54,5%  

а вероятность риска — 45,5%.

Таким образом, имея в представленных примерах по 5 взяток без прикупа, видим, что вероятность риска играющего в первом случае почти в 2 раза ниже, чем во втором. Исходя из этого следует вывод: в первом случае (Пример №1) карта более прикупная, чем во втором (Пример №2).

Для игрока 1-й руки нередки ситуации, когда необходимо знать вероятность прикупки сразу двух нужных карт. Допустим, что на руках у игрока всего 3-4 взятки, но объявлять "Пас" невыгодно, т.к. на распасах эти же карты могут обеспечить игроку 7-8 взяток, что наглядно демонстрируют Примеры №3, №4:

 Пример №3Пример №4
АК9 АД10
КД8 КВ10
Д В
КВ9 КД8

Из представленных примеров следует, что любая из карт пиковой, трефовой или червовой масти (всего 15 карт) значительно увеличивает вероятность 6-ной игры. Рассчитаем вероятность прикупки сразу 2-х нужных карт, которую обозначим через Р(А2):

P(A2) = Cka * 100% / Ckn, (4)

где а = 17 — количество нужных карт для Примера №3 при n = 22; k = 2;

Cka = 136, Ckn = 231  

Подставляя в формулу (4) численные значения, получим вероятность прикупки двух нужных карт для Примера №3:

Р(А2) = 59%  

Допустим, что в червовую масть в Примерах №3, №4 пришла из прикупа карта любого достоинства. Объявляя черву козырной мастью, и не имея в этой масти первоначально ни одной взятки, в итоге получим 3-4 взятки. А если вторая карта прикупа придет в пиковую или трефовую масть, то получим дополнительно еще 1-2 взятки. В итоге, имея на руках вначале 3-4 взятки с относительно большой вероятностью прикупки сразу 2-х нужных карт (~59% ), получаем неплохие шансы для 6-ной игры.

Для удобства любителей преферанса были произведены расчеты вероятностей прикупки: не менее одной и сразу 2-х нужных карт при количестве данных карт от 2-х до 18-ти, а результаты сведены в Таблицу №1.

Таблица №1

Количество карт,наличие в прикупе хотя бы одной из которых обеспечивает играющему дополнительные взятки (или их отсутствие на мизере)23456789101112131415161718
Вероятность прикупки 2-х нужных карт в % 1/2 1 3 4 6 9 12 16 19 24 29 34 39 45 52 59 66
Вероятность прикупки не менее одной нужной карты в % 18 26 34 41 48 54 61 66 71 76 81 84 88 91 94 96 97
Вероятность прикупки 2-х ненужных карт или вероятность риска играющего в % 82 74 66 59 52 46 39 34 29 24 19 16 12 9 6 4 3
  обозначена пороговая вероятность риска для игроков в торге за прикуп;
  обозначена пороговая вероятность риска для игрока 3-й руки при двух пасах.

Несложные расчеты показывают со всей очевидностью, что вероятности риска в 24% и 29% согласно Таблице №1 являются пороговыми для участия игроков в торге при наличии на руках у каждого 5-ти взяток. При этом для игрока 3-й руки при двух пасах вероятность риска может быть выше пороговой.

Следовательно, во избежание распасовки, имея на руках 3 — 4 взятки при вероятности прикупки 2-х нужных карт не менее 50% имеет смысл на любой руке сказать "Раз".

Однако, даже прикупив нужную карту, играющему следует:

  1. сделать правильный снос (см. Примеры №21-№30 Главы V);
  2. опираясь на вероятностный характер расклада карт на руках партнеров, с допустимым риском объявить игру и козырь (см. Примеры №1-№20 Главы V). При этом примерный уровень силы карт игроков выясняется в процессе торга;
  3. выбрать правильную тактику (не сделать ошибок) при розыгрыше (см. Примеры №31-№44 Главы V).

2. "вистовая" — позволяет после того, как играющий объявил игру ("6 треф", "7 бубен" и т.д.), активно бороться за висты. Следует помнить при этом, что взятки вистующему обычно обеспечивают: туз, "марьяж" (король-дама одной масти), "трельяж" (король-дама-валет одной масти), 2-й король (король с любой картой этой масти, кроме туза), 3-я дама (дама с любыми двумя картами этой же масти, кроме туза и короля), 4-й валет (валет с любыми тремя картами этой же масти, достоинство которых ниже валета), в любой масти, имеющейся у играющего. Некоторые приемы игры вистующего против играющего представлены в Главе V (см. Примеры №47-№70).

3. "пасовая" — вынуждает после объявления игры сказать "Пас", если игрок не уверен в том, что возьмет при розыгрыше обусловленное правилами количество взяток единолично или вдвоем с партнером.

4. "мизерная" — это расклад карт, не обещающий, по мнению игрока, взяток по ходу розыгрыша. Если мизер объявлен, играющий (мизерист), чтобы получить 10 очков в пулю, не должен взять при розыгрыше ни одной взятки при имеющемся раскладе.

Следует помнить, что мизер объявляется до открытия прикупа, и игрок, объявивший "Мизер", становится владельцем прикупа, если не перебивается при торге 9-ной без прикупа или любой 10-ной игрой (более подробно см. Главу II).

Игрок первой руки, открывая торг при неприемлемых для распасовки картах, находится в худшей позиции, если имеет 3-4 взятки при вероятности прикупки 2-х нужных карт менее 50%. В этом случае игрок вынужден сказать "Раз" в надежде, что скажет "Пас" в следующем круге торга.

Однако, если партнеры в первом круге спасовали, следует брать прикуп, надеясь на заповедь: "Два паса — в прикупе чудеса". В противном случае сохраняется надежда на 6 взяток при благоприятном раскладе и своем заходе.

На распасовке, даже одинарной, взяв 6 или 8 взяток, имеем проигрыш, эквивалентный "6-ной без одной" или "6-ной без двух" соответственно согласно Таблице №7.

Если распасовка двойная или тройная, то 6-ная игра — лучшая защита от крупного проигрыша, т.к. при неудачном прикупе можно "уйти без трех", проиграв всего 40 вистов. Для сравнения: 6 взяток на тройных распасах эквивалентны проигрышу 105-ти вистов согласно Таблице №6 (см. Приложение 1).

Игрок второй руки может повысить ставку за прикуп ("Два") в случае наличия у него достаточного количества карт соответствующей масти.

Игрок третьей руки, находясь в наилучшей позиции, может сказать "Три", при двух пасах объявить распасовку или сыграть любую игру, сказав просто "Играю".

Если ход розыгрыша "всветлую" не вызывает у играющего сомнений, нет необходимости разыгрывать все взятки. Достаточно показать вистующему карты, отдав с целью экономии времени соответствующее раскладу количество взяток.

Играющий при объявлении игры не должен расcчитывать получить взятку на 2-го или 3-го короля, на 3-ю даму.

При своем ходе и сильной козырной масти марьяж и "трельяж" дают играющему одну и две взятки соответственно.

При чужом ходе одну взятку играющему дает чаще всего "марьяж с прикрытием" (король-дама с любой картой этой масти, кроме туза) или "трельяж".

Сочетания К В 10 ... К 8 7, Д В 10 : Д В 8 обеспечивают играющему при своем ходе одну взятку непосредственно или косвенно, выбивая берущий козырь вистующего (подробнее см. Главу V).

Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.