Если Вы являетесь любителем преферанса, то, независимо от уровня вашей квалификации, имеете неплохие шансы постичь секреты достаточно сложной, но увлекательнейшей игры, ознакомившись с содержанием настоящего пособия.
Первый, волнующий каждого игрока, момент — вскрытие своих карт после сдачи, второй — торг за право владения прикупом, с которого, собственно, и начинается игра.
Игроки с определенным опытом условно классифицируют приходящую во время игры карту следующим образом: игровая, вистовая, пасовая, мизерная.
1. "игровая" — содержит, как правило:
- не менее 4-х карт одной масти, которая объявляется козырной, и крупные карты, обеспечивающие взятки в других мастях;
- две относительно длинные масти, в каждой из которых имеется 3-4 карты, включая дам (королей) или тузов.
В случае единственной длинной масти назначать цену за прикуп выше, чем имеется взяток на руках игрока, часто является необоснованным риском. В случае же двух относительно длинных мастей вероятность того, что хотя бы в одну масть придет из прикупа карта любого достоинства, значительно выше.
Подтверждением вышеизложенного служат следующие примеры:
Пример №1 | Пример №2 | |
---|---|---|
АК10 | А10 | |
109 | Д9 | |
В | 10 | |
АДВ7 | АДВ87 |
где А, К, Д, В — туз, король, дама, валет, а 10, 9, 8, 7 — десятка, девятка, восьмерка, семерка. Игрок в приведенных примерах имеет на руках по 5 взяток без прикупа. Рассмотрим карты, которые поочередно могут обеспечить, как минимум, 6-ю взятку игроку в данных примера:
Пример №1 | Пример №2 | |
---|---|---|
ДВ987 | К | |
А | АК | |
А | А | |
К1098 | К109 |
В итоге имеем:
- 11 карт из оставшихся 22-х, которые распределяются случайным образом между двумя партнерами и прикупом и могут обеспечить 6-ю взятку игроку в Примере №1;
- 7 карт из оставшихся 22-х могут обеспечить 6-ю взятку игроку в Примере №2.
Для того, чтобы вычислить вероятность прикупки Р(А1) не менее одной нужной карты (не менее одной — это вероятность прикупки одной или сразу 2-х нужных карт!), следует найти число всех возможных сочетаний из 22-х карт по две, из которого вычесть число всех возможных сочетаний из 11-ти ненужных карт по две для Примера №1.
P(A1) = (Ckn — Ckb) * 100% / Ckn | (1) |
где n = 22, b = 11, k = 2; | |
Ckn = n (n — 1):(n — k+1) / k! | (2) |
Ckb = b (b — 1)...(b — к + 1) / k! | (3) |
После подстановки в (2) и (3) численных значений, получим:
Ckn = 231, Ckb = 55 |
Подставляя эти значения в формулу (1), получим вероятность прикупки не менее одной нужной карты для Примера №1:
Р(А1) = 76% |
Очевидно, что вероятность прикупки 2-х ненужных карт или вероятность риска играющего составит при этом 24%.
Для Примера №2 имеем только 7 нужных карт из 22-х. Отсюда находим количество ненужных карт и число сочетаний по две из этих карт:
b = n — 7 = 15 при n = 22; k = 2 | |
Ckb = 105 |
После подстановки в формулу (1) имеем вероятность прикупки не менее одной нужной карты для Примера №2:
Р(А1) = 54,5% |
а вероятность риска — 45,5%.
Таким образом, имея в представленных примерах по 5 взяток без прикупа, видим, что вероятность риска играющего в первом случае почти в 2 раза ниже, чем во втором. Исходя из этого следует вывод: в первом случае (Пример №1) карта более прикупная, чем во втором (Пример №2).
Для игрока 1-й руки нередки ситуации, когда необходимо знать вероятность прикупки сразу двух нужных карт. Допустим, что на руках у игрока всего 3-4 взятки, но объявлять "Пас" невыгодно, т.к. на распасах эти же карты могут обеспечить игроку 7-8 взяток, что наглядно демонстрируют Примеры №3, №4:
Пример №3 | Пример №4 | |
---|---|---|
АК9 | АД10 | |
КД8 | КВ10 | |
Д | В | |
КВ9 | КД8 |
Из представленных примеров следует, что любая из карт пиковой, трефовой или червовой масти (всего 15 карт) значительно увеличивает вероятность 6-ной игры. Рассчитаем вероятность прикупки сразу 2-х нужных карт, которую обозначим через Р(А2):
P(A2) = Cka * 100% / Ckn, | (4) |
где а = 17 — количество нужных карт для Примера №3 при n = 22; k = 2;
Cka = 136, Ckn = 231 |
Подставляя в формулу (4) численные значения, получим вероятность прикупки двух нужных карт для Примера №3:
Р(А2) = 59% |
Допустим, что в червовую масть в Примерах №3, №4 пришла из прикупа карта любого достоинства. Объявляя черву козырной мастью, и не имея в этой масти первоначально ни одной взятки, в итоге получим 3-4 взятки. А если вторая карта прикупа придет в пиковую или трефовую масть, то получим дополнительно еще 1-2 взятки. В итоге, имея на руках вначале 3-4 взятки с относительно большой вероятностью прикупки сразу 2-х нужных карт (~59% ), получаем неплохие шансы для 6-ной игры.
Для удобства любителей преферанса были произведены расчеты вероятностей прикупки: не менее одной и сразу 2-х нужных карт при количестве данных карт от 2-х до 18-ти, а результаты сведены в Таблицу №1.
Количество карт,наличие в прикупе хотя бы одной из которых обеспечивает играющему дополнительные взятки (или их отсутствие на мизере) | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вероятность прикупки 2-х нужных карт в % | 1/2 | 1 | 3 | 4 | 6 | 9 | 12 | 16 | 19 | 24 | 29 | 34 | 39 | 45 | 52 | 59 | 66 |
Вероятность прикупки не менее одной нужной карты в % | 18 | 26 | 34 | 41 | 48 | 54 | 61 | 66 | 71 | 76 | 81 | 84 | 88 | 91 | 94 | 96 | 97 |
Вероятность прикупки 2-х ненужных карт или вероятность риска играющего в % | 82 | 74 | 66 | 59 | 52 | 46 | 39 | 34 | 29 | 24 | 19 | 16 | 12 | 9 | 6 | 4 | 3 |
обозначена пороговая вероятность риска для игроков в торге за прикуп; | |
обозначена пороговая вероятность риска для игрока 3-й руки при двух пасах. |
Несложные расчеты показывают со всей очевидностью, что вероятности риска в 24% и 29% согласно Таблице №1 являются пороговыми для участия игроков в торге при наличии на руках у каждого 5-ти взяток. При этом для игрока 3-й руки при двух пасах вероятность риска может быть выше пороговой.
Следовательно, во избежание распасовки, имея на руках 3 — 4 взятки при вероятности прикупки 2-х нужных карт не менее 50% имеет смысл на любой руке сказать "Раз".
Однако, даже прикупив нужную карту, играющему следует:
- сделать правильный снос (см. Примеры №21-№30 Главы V);
- опираясь на вероятностный характер расклада карт на руках партнеров, с допустимым риском объявить игру и козырь (см. Примеры №1-№20 Главы V). При этом примерный уровень силы карт игроков выясняется в процессе торга;
- выбрать правильную тактику (не сделать ошибок) при розыгрыше (см. Примеры №31-№44 Главы V).
2. "вистовая" — позволяет после того, как играющий объявил игру ("6 треф", "7 бубен" и т.д.), активно бороться за висты. Следует помнить при этом, что взятки вистующему обычно обеспечивают: туз, "марьяж" (король-дама одной масти), "трельяж" (король-дама-валет одной масти), 2-й король (король с любой картой этой масти, кроме туза), 3-я дама (дама с любыми двумя картами этой же масти, кроме туза и короля), 4-й валет (валет с любыми тремя картами этой же масти, достоинство которых ниже валета), в любой масти, имеющейся у играющего. Некоторые приемы игры вистующего против играющего представлены в Главе V (см. Примеры №47-№70).
3. "пасовая" — вынуждает после объявления игры сказать "Пас", если игрок не уверен в том, что возьмет при розыгрыше обусловленное правилами количество взяток единолично или вдвоем с партнером.
4. "мизерная" — это расклад карт, не обещающий, по мнению игрока, взяток по ходу розыгрыша. Если мизер объявлен, играющий (мизерист), чтобы получить 10 очков в пулю, не должен взять при розыгрыше ни одной взятки при имеющемся раскладе.
Следует помнить, что мизер объявляется до открытия прикупа, и игрок, объявивший "Мизер", становится владельцем прикупа, если не перебивается при торге 9-ной без прикупа или любой 10-ной игрой (более подробно см. Главу II).
Игрок первой руки, открывая торг при неприемлемых для распасовки картах, находится в худшей позиции, если имеет 3-4 взятки при вероятности прикупки 2-х нужных карт менее 50%. В этом случае игрок вынужден сказать "Раз" в надежде, что скажет "Пас" в следующем круге торга.
Однако, если партнеры в первом круге спасовали, следует брать прикуп, надеясь на заповедь: "Два паса — в прикупе чудеса". В противном случае сохраняется надежда на 6 взяток при благоприятном раскладе и своем заходе.
На распасовке, даже одинарной, взяв 6 или 8 взяток, имеем проигрыш, эквивалентный "6-ной без одной" или "6-ной без двух" соответственно согласно Таблице №7.
Если распасовка двойная или тройная, то 6-ная игра — лучшая защита от крупного проигрыша, т.к. при неудачном прикупе можно "уйти без трех", проиграв всего 40 вистов. Для сравнения: 6 взяток на тройных распасах эквивалентны проигрышу 105-ти вистов согласно Таблице №6 (см. Приложение 1).
Игрок второй руки может повысить ставку за прикуп ("Два") в случае наличия у него достаточного количества карт соответствующей масти.
Игрок третьей руки, находясь в наилучшей позиции, может сказать "Три", при двух пасах объявить распасовку или сыграть любую игру, сказав просто "Играю".
Если ход розыгрыша "всветлую" не вызывает у играющего сомнений, нет необходимости разыгрывать все взятки. Достаточно показать вистующему карты, отдав с целью экономии времени соответствующее раскладу количество взяток.
Играющий при объявлении игры не должен расcчитывать получить взятку на 2-го или 3-го короля, на 3-ю даму.
При своем ходе и сильной козырной масти марьяж и "трельяж" дают играющему одну и две взятки соответственно.
При чужом ходе одну взятку играющему дает чаще всего "марьяж с прикрытием" (король-дама с любой картой этой масти, кроме туза) или "трельяж".
Сочетания К В 10 ... К 8 7, Д В 10 : Д В 8 обеспечивают играющему при своем ходе одну взятку непосредственно или косвенно, выбивая берущий козырь вистующего (подробнее см. Главу V).