На распасах сначала забери свое, а потом добери и остальное.

 
Россия, Москва,
«НГ-Субботник» №028, стр. 16
автор: .

ОТКУДА ВЫШЛА РУССКАЯ КУЛЬТУРА

ЮБИЛЕЙ у Российской лиги интеллектуальных игр. А основана она была пять лет назад, когда в Москве был проведен турнир-вызов по подкидному дураку. Можем вообразить себе профессиональный уровень участников, если главный интеллектуал Анатолий Карпов выступал на этом состязании лишь секундантом. С тех пор прошло множество разнообразнейших турниров по бриджу и преферансу, о которых лига рассказывает в специальном издании, посвященном юбилею.

Вообще представление о том, что русские во все времена славились лишь пристрастием к кулачным боям да конным бегам, не совсем верно. Наши предки обладали не только физической силой, но и недюжинным интеллектом. Об этом свидетельствует широкое распространение во всех сословиях русского общества интеллектуальных игр. Интересно, что один из самых распространенных видов игры в зернь (кости) сегодня популярен под названием «Монополия». В Европе известны современные аналоги русской игры в бирюльки. В XVI-XVII веках самой популярной в России игрой считались шахматы. Они были модны не только в Кремле. В шахматы играли в квасных избах, то есть кабаках, банях и острогах. Популярны были шахматы и в среде первооткрывателей, путешественников и беглых каторжников. Об этом свидетельствуют результаты раскопок, проведенных на Таймыре и в северных районах Сибири.

Цель же нашего небольшого повествования — понять, откуда вышла русская культура. Ответ не представляется нам слишком сложным. Из игры. Известная мысль — «Сам себя не развлечешь — никто не позаботится» — всегда служила главным руководством к действию в нашем Отечестве, рождавшем веселых, темпераментных, сентиментальных, умных — словом, очень талантливых людей. Домашние спектакли переходили в общественное пользование, милые семейные розыгрыши становились достоянием всеобщей культуры, подарочные рукотворные книжки украшали лучшие стихи и рисунки времени. Бильярд и карты поддерживали кипение творческих страстей.

Одно из первых в истории государства Российского упоминаний о картах относится к началу XVII века. Царь Алексей Михайлович с младых ногтей имел игральные карты для забав и обучения. Приобретены они были с высочайшего разрешения отца его, Михаила Федоровича. Карты в то время на Руси были запрещены церковными законами, и можно легко себе представить, как вызывающе тогда выглядело подобное решение родоначальника династии Романовых. Свое увлечение Алексей Михайлович скорее всего тщательно скрывал, так как только после смерти его в одном из царских дворцов в Коломенском найдено было большое количество игральных колод.

Сын Алексея Михайловича -Петр карты не привечал, но активно играл в шашки. Имел он и постоянного партнера — подданного своего, Александра Даниловича Меншикова. Последний же как человек весьма азартный карточные игры жаловал, но удовлетворял это чувство с завидной регулярностью только в Немецкой слободе.

Сам же первый российский император первым привез на родину первый бильярдный стол и приказал: "...Установить сей стол возле приемной, дабы посланники разные и дипломаты не били баклуши". Расцвет же бильярда пришелся на конец XVIII века, период правления Елизаветы Петровны, которая сама была большая его поклонница.

Вообще царско-императорская семья прославилась всяческими попытками путем упорядочения разного рода развлечений урегулировать отношения темпераментной части общества с обществом в целом. Самым характерным аргументом можно признать формулировку Александра 1. Он был категорически против того, чтобы одним ударом исторгать "из рук неопытных юношей достояния предков, веками службы и трудов уготованные". В салонах играли, заметим, не только юноши. Но практически каждый монарх снова и снова брал себе за труд издание указов или положений об ограничении реализации игровых настроений рядовых граждан России либо (что редко) расширении оных. Самодержцы не ограничивали лишь свою собственную свободу. Каждый практически оставлял за собой право играть в приятной компании в императорских апартаментах. И если при Петре 1 без фейерверка не обходился ни один праздник, то позже ни один рядовой прием не проходил без игорных увеселений. При Екатерине Великой (ее личном присутствии) имели привычку играть просто «на камушки» (бриллианты из казны).

Ни один государь не возражал и против поступления в казну колоссального дохода от печатания карт. Можно представить себе порядок цифр, если император Павел даже пожаловал дворянство купцам Чеблокову и Злобину, которые особо активно занимались производством подобной печатной продукции. Последний между тем отказался выйти из купеческого сословия, считая неудобным для себя находиться среди дворян. Жена Павла 1, Мария Федоровна, сама организовала производство и продажу игральных карт, считая дело весьма выгодным. Деньги шли на обеспечение учрежденных ею благотворительных заведений.

Хорошо известно пристрастие к играм интеллигенции всех времен и народов. И здесь сюжеты из европейской истории можно привести лишь как курьезы. Например, святые отцы весьма активно утоляли эту, видимо, с их точки зрения, не самую пагубную страсть. А кардинал Джулио Мазарини, образ которого Александр Дюма вывел в романе «Двадцать лет спустя», прославился в свое время в первую очередь тем, что изобрел карточную игру под названием «Нос». Она пользовалась популярностью во Франции долгое время. Великий французский философ и математик Блез Паскаль решил две задачи, связанные с карточными играми, и заложил тем самым основы теории вероятностей.

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль с утра до вечера пил коньяк, курил сигары и назло всем врачам категорически отказывался от каких-либо спортивных занятий, кроме игры в бридж. Британский парламент учредил специальную должность — партнер сэра Уинстона Черчилля по бриджу. А бросивший своим образом жизни вызов всем медикам мира Черчилль умер в 91 год.

Ну уж если обратиться к отечественной исторической и культурной традиции... Неуместным здесь кажется даже и пытаться описывать увлекательные похождения интересующего нас характера, которые совершали Некрасов и Достоевский, не счесть легенд о Пушкине. Их сегодня знает каждый школьник. Однако не каждый знает, что именно у Пушкина в Михайловском, куда царь отправил его в ссылку, кроме ломберного столика был еще и бильярдный стол («с утра катает два шара»). И по сей день хранятся в Михайловском шары и кий — партнеры-атрибуты того стола, выброшенные Александром Сергеевичем после проигрыша в яростном порыве и найденные спустя годы его сыном в окрестностях Михайловского.

Почтенный баснописец Иван Андреевич Крылов, по свидетельствам современников, отличался за карточным столиком чаще, чем за рабочим. Эту версию подтверждает наличие его бронзового бюста в Английском клубе Санкт-Петербурга. Судя по всему, именно этот монумент ознаменовывает особые заслуги перед игрой многосторонне одаренного дедушки Крылова.

А старик Державин в пору юности веселой вообще был профессиональным карточным игроком и отличился даже тем, что проиграл деньги, данные ему матерью на покупку имения. Потом остепенился, стал классиком русского стихосложения и важным придворным вельможей. Но его талант, особо развитый в юности, думается, также сыграл роль в его головокружительной карьере. Ведь именно он часто выступал партнером императрицы Екатерины.

Забавными выглядели, наверное, и посиделки двух почтенных старцев - Гаврилы Романовича Державина и Михаила Ивановича Веревкина. Последний был директором казанской гимназии в пору, когда первый старался быть там послушным учеником. «Помнишь ли, как ты называл меня болваном и тупицей?» - говаривал бывшему начальнику своему ученик, переродившийся в министра и статс-секретаря. Веревкин также не избежал увлечения картами, но выбрал оригинальный жанр. Михаил Иванович был известным гадателем, с мнением которого считались даже государи.

Уличен современниками в известной страсти и праведник Лев Николаевич Толстой. Повесть «Казаки» была написана им под карточный долг.

Если подумать, множества замечательных произведений лишилась бы русская культура, не будь наша интеллигенция столь увлекающейся и темпераментной. Например, классические романсы «Вечерний звон» и «Соловей» были написаны Александром Александровичем Алябьевым, известным симпатией к ломберному столу. Бедный композитор в порыве гнева после одной из карточных игр совершил преступление и был сослан на каторгу в Сибирь.

Частенько встречались и счастливые сюжеты, связанные с играми. Например, Лев Кириллович Разумовский, один из самых известных московских богачей начала прошлого века, выиграл в карты у Александра Николаевича Голицына его красавицу-жену княгиню Марию Григорьевну. По дружескому соглашению всех троих первый брак был расторгнут, и она таки вышла замуж за Разумовского, с которым и прожила счастливо 16 лет.

Игры укрепляли и многочисленные семейные, династические узы. Свой талант в игре передал Андрей Иванович Остерман, сподвижник Петра, один из лучших игроков своего времени, внуку Александру Ивановичу Остерману-Толстому, герою войны 1812 года, лучшему в России бильярдисту. Играли в карты Пушкин и Мусин-Пушкин, Федор Михайлович Достоевский и его сын Федор Федорович, Лев Николаевич Толстой и Толстой

Сергей Львович, а также известный авантюрист начала XIX века Толстой Федор Иванович, прозванный за один из своих подвигов Американцем.

Известны случаи, когда игра объединяла людей независимо от статуса, таланта, политических и литературных убеждений и симпатий. После крупного скандала за карточным столом друзьями и партнерами на всю жизнь стали Павел Воинович Нащокин и Федор Иванович Толстой-Американец. Зачастую у одного бильярдного стола мирно существовали Владимир Владимирович Маяковский и Михаил Афанасьевич Булгаков, не признававшие друг друга в другой жизни. За одним карточным столом часто соседствовали два непримиримых критика - Владислав Фелицианович Ходасевич и Георгий Викторович Адамович. Ходасевич частенько поигрывал и с Валерием Яковлевичем Брюсовым, с которым, правда, приятельствовал, но отмечал, что Брюсов предпочитал только интеллектуальные игры.

Всю вышеназванную компанию частенько можно было увидеть в одном из клубов, где разрешались игры в карты и бильярд. Расцвет клубов пришелся на начало XX века после издания "Временного положения о союзах и собраниях, высочайше утвержденного 4 марта 1906 года", которое позволяло объединение по интересам. Особой популярностью в среде интеллигенции пользовались Московский литературно-художественный кружок, Санкт-Петербургский драматический кружок, Музыкально-драматический кружок, Петербургский художественный кружок, Петровский яхт-клуб, Новопетербургский кружок любителей спорта. Чем вам не «Общество морских купаний», владеющее комплексом игорных домов в Монте-Карло в Монако?

Так что во все времена в арсенале развлечений общества, считавшего себя почтенным, одну из главных позиций занимали игры. И сегодня, кажется, не грех было бы считать умение играть признаком воспитания и вернуть в общество хорошие манеры. Не случайно именно сейчас Государственный комитет по физической культуре и туризму включил бридж в перечень видов спорта "для введения в государственные программы физического воспитания населения и рекомендуемых для развития в Российской Федерации". Услышан, стало быть, голос Гете, не игравшего в карты, но считавшего это своим недостатком. Гете был уверен, что игра для молодых людей очень полезна, поскольку невозможно представить общество без игры в карты.

Тем более русское общество, добавим мы. Ведь даже спокойный и ровный Петр Андреевич Вяземский в своих наблюдениях за жизнью любимого Отечества не удержался и тонко заметил: «...Нигде карты не вошли в такое употребление, как у нас: в русской жизни карты — одна из непреложных и неизбежных стихий...»

Страстные игроки были везде и всегда. Драматические писатели выводили на сцену эту страсть... Умнейшие люди увлекались ею... Подобная игра, род битвы на жизнь и смерть, имеет свое волнение, свою драму, свою поэзию... Карточная игра имеет у нас свой род остроумия и веселости, свой юмор с различными поговорками и прибаутками".

Можно бы написать любопытную книгу, посвященную физиологии игры.

И именно такой труд может стать одной из версий ответа на вопрос: откуда же вышла русская культура?

Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.