Начальник станции «Жмеринка» пасовал на трех тузах.

 

Система записи

А теперь обратим наконец внимание на листок, лежащий в центре стола. Мы уже условно назвали его «учетным», и это справедливо, так как в нем учитывается любой нюанс розыгрыша.

Листок разделен на секторы по числу играющих. Каждый сектор, будь то прямоугольник — при игре вчетвером или треугольник — при трех исполнителях, пересечен двумя параллельными линиями. Верхняя его часть называется «гора», и сюда записываются все штрафные (минусовые) очки, будь то несыгранная игра (точнее, невыполненный контракт) или несостоявшийся мизер. Сюда же при некоторых системах записи заносятся итоги распасовки. Ниже «горы» образуется отдел, который и называется собственно «пулькой». В нем фиксируются все ваши достижения. Для этого перед началом игры обговаривается определенная конкретная контрольная цифра. Она обозначает некий предел, лимит основной фазы игры. Например, это цифра — 500. Теперь мы либо списываем с пятисот до нуля, либо дописываем до пятисот цифры, отражающие согласно определенной шкале наши успехи. Ниже «пульки» образуется довольно большое свободное пространство, которое делится в зависимости от числа играющих на поля взаимных расчетов, т. е. пополам или натрое. В левом нижнем углу обычно оставляется место для записи «елок» и «бомб». Вот так выглядят «учетные» листки при игре вчетвером и втроем (табл. 4, табл. 5):

Преферанс для всех. Самоучитель игры. Система записи

Таблица 4. Учетный листок (поле боя) при игре вчетвером

Преферанс для всех. Самоучитель игры. Система записи. Учетный листок (поле боя) при игре вчетвером

Таблица 5. Учетный листок (поле боя) при игре вчетвером

Преферанс для всех. Самоучитель игры. Система записи. Учетный листок (поле боя) при игре втроем

На диаграмме цифра 1 означает «горы» участников, 2 — их «пульки», 3, 4, 5 — их поля взаимных расчетов и 6 — «елочки». Те же цифры использованы на следующей диаграмме, за исключением 5 ввиду отсутствия одного партнера.

На диаграмме мы видим общепринятую форму записи «елочек». В каждой клетке верхнего ряда записывают личный результат распасовки (табл. 6).

Таблица 6. Образец записи «елочки»

  1 2 3 4
1        
2        
3        
4        

В двух нижних рядах — заказ и исход очередной игры. Это означает, что вы участвовали в распасовках, дающих право на двойной тариф.

А теперь попробуем проиллюстрировать диаграммы несколькими примерами из реальной игры.

Очередная сдача. «Торговлю» выиграл Иванов, обязавшийся взять шесть червей. Кузнецов сказал «вист», Петров спасовал, и Кузнецов после некоторого раздумья предложил партнеру показать свои карты. В итоге Иванов взял свои шесть взяток, т. е. выполнил контракт, Кузнецов — одну, а Петров — три (всего четыре, сколько и обязывались). Итак, Иванов, имеющий несыгранную «елочку», пишет в «пульку» плюс 4 (2x2), Кузнецов — 8 вистов на Иванова (2x4) — не забудьте, что висты, как и цена игры, удвоены. Петров, понятное дело, ничего не пишет, хотя его карты сыграли при розыгрыше не последнюю роль.

Играет тот же Иванов, те же шесть червей. Кузнецов говорит «пас», Петров — «один», но Кузнецов все же решает рискнуть и предлагает Петрову раскрыться. На этот раз расклад неудачен для Иванова, и он отдает пять взяток, причем все они записываются на личный счет Кузнецова с Ивановым. Всего же шесть вистов. Еще один вист Кузнецов добавил к счету за невзятие. У Иванова уже «елочек» не было, поэтому тариф виста — 1. Один вист на Иванова, как штраф, записывает и не игравший, но сдававший Сидоров. Иванов же свой неуспех фиксирует в «горе», по разным системам в виде 10 или 20 очков.

Третья ситуация, схожая по первоначальному контракту, но несколько отличная по исходной записи. Иванов после двух пасов берет «втемную» на шесть пик, но в итоге заказывает шесть червей. Кузнецов вистует, Петров пасует, но приглашен «в открытую». Партнерам снова, удается взять пять взяток, которые оцениваются по двойному тарифу: за темную — в 10 вистов плюс по два виста за невзятие — всего 14 вистов. Так как предварительно партнеры договорились о том, что вист у них — джентльменский, они делят «добычу» поровну — по семь вистов, которые и записывает каждый на Иванова. Свои два виста записывает на него все тот же Сидоров. Иванов же вынужден взвалить на «гору» уже двойной штраф.

При несыгранном мизере или десятерной запись производит только неудачник причем если цена выигрыша — 10 баллов, то проигрыш равен при одной взятой или недобранной — те же десять, но отрицательных баллов, при двух — 20, при трех, четырех, семи — 30, 40, 70.

Неудачный исход лишь одного мизера может резко повлиять на окончательный исход борьбы, если даже неудачник имел до того хороший баланс вистов со всеми партнерами. Поэтому популярен среди преферансистов вот такой анекдот: после неудачного мизера, закончившегося шестью взятками и летальным исходом, трое партнеров  бедняги шествуют в траурной процессии. «И все-таки, — говорит один из них, — я остаюсь при своем мнении: сходи он с червей, было бы еще хуже!»

А теперь предлагаем запомнить общепринятые размеры штрафов в вистах (условных единицах) (табл. 7).

Таблица 7. Таблица в очках (вистах) при недоборе одной или нескольких взяток

Таблица громоздкая и данные в ней уже устаревшие, поэтому возьмем на себя смелость ее опустить, предполагая что пользы от нее читателю будет не много. (Прим. Преф-ревю).

В последней таблице вы обнаружили графы «джентльменского» и «жлобского» вистов. Какой будет использован в игре, договариваются заранее. Первый вист исходит из предположения, что «посадить» играющего партнера гораздо выгоднее, чем взять лишнюю «свою» взятку, а чтобы не упускать шансы такой посадки, партнеры обещают в случае успеха делить выигрыш пополам. Объявивший о висте игрок, однако, сам делает выбор — пригласить ли спасовавшего партнера открыться или нет. На дальнейшую запись такой выбор не влияет. Если джентльменский дух чужд компании, то каждый играет за себя, и не исключено, что тот из партнеров, кто уже набрал свою норму вистов, сыграет против партнера, чтобы загнать его на «гору». Подобная практика, впрочем, порицается всеми преферансистами, и ее жертва вправе нарисовать на обидчика «зуб», т.е. объявить, что и он, в свою очередь, готов поступить не по-джентльменски. Выигрывает, естественно, от такой распри третий игрок.

«Жлобский» вариант обычно играется в компании незнакомых людей, где каждый стремится «схватить» свои висты. Термины «жлобский» и «джентльменский» не являются литературными, хотя их прекрасно понимают преферансисты почти всех стран и народов. Кстати, на всех европейских языках эти термины звучат примерно одинаково.

Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.