На распасах хватай свои — иначе не дадут.

 

Три козыря вистующих даже без туза

при их ходе - большая проблема для играющего. Третий король, третья дама не только верная взятка на играх от шестерной до девятерной включительно, но они и дают возможность играть на опережение, как и в только что рассмотренных случаях. Вистующие могут перейти в опасную контратаку.

Довольно не очевидную, но поучительную ошибку допустил, например, даже опытный Олег. Он имел в козырях туза, короля и 7,8, 9 (то есть отсутствовало всего три козыря). Если они не «развалились» между вистующими, Олег мог бы их «выбить» тремя фосками другой масти, если бы сделал с них первый ход. Но он решил сначала козырнуть, чтобы проверить расклад. Оказалось, не развалились! Олег пошел в первую же из фосок. Григорий взял ее и тут же пошел в козырного валета. Олег взял королем и пошел со второй фоски. Григорий взял ее и пошел козырным валетом. Выбить последнего козыря Олег уже не успел и ос-тался без взятки.

А вообще - это был типичный случай. Чемпион мира по шахматам Эммануил Ласкер, отличный игрок в карты и профессиональный математик, доказал, что на шестерной игре при раскладе Т, К и три фоски третьей дамой можно пренебречь, т. к. во-первых, вероятность, что у кого-то окажется три козыря невелика (около 30 процентов), и совсем не опасна, когда есть возможность выбить проклятую даму неберу-щими картами других мастей. Хотя, как мы вчера убедились, бывает всякое. Не зря опытные игроки всегда сетуют, когда попадают в «три и три». Это означает, что второй мастью козыря не достать. Конечно, и в этом случае игра еще не проиграна. Кто-то что-то может в пылу борьбы, особенно при игре втемную подыграть, карта может удачно разложиться и все козыри могут сыграть. Но я постоянно вижу, что все асы, когда идет торговля, исходят из того, что Т, К и три маленькие всегда пять взяток, а не четыре. Лишь в варианте Т, К, три фоски и еще Т, К и три маленькие девятерную не заказывают - лишь восемь... Но при семерной и восьмерной играх чаще всего тоже исходят из того, что это четыре взятки, особенно если третьего козыря нечем доставать.

Можно сформулировать общее правило: если у меня три маленьких козыря и мой ход, которым я попадаю в козыря, а у играющего их всего четыре и масть, которую нужно разыграть, - трудности, как правило, могут возникнуть лишь у играющего...

Именно поэтому один из самых загадочных карточных раскладов - случай, когда на чужом ходу у играющего в двух мастях Т, К и две маленькие. Вот уж поистине минное поле!

Допустим, у вистующих обе эти масти разложились пополам. Тогда при любом ходе в открытую у играющего восемь взяток. Но весь ребус в том и состоит, что карту вистующих он не знает заранее. Ведь на какой-то руке могут оказать все три козыря с дамой! Как в таком случае играть? Два раза козырнуть, а затем разыгрывать вторую масть? А если у вистующего еще и третья карта этой масти, он спокойно заберет ее, заберет и последнего козыря играющего. Сколько взял вистующий -четыре? Значит, без двух! А если при розыгрыше второй масти после туза сходить в маленькую? Но карты в этой масти могут лежать «пополам» и вистующий просто берет взятку и снова ходит в козырь играющему или третьей дамой даже козыряет сам.

Парадоксально, но именно это «минное поле» встречается довольно часто. Партнер, имея пять в бубнах и марьяж, говорит «Шесть бубен». Разве вы отдадите ему без боя игру, если у вас Т, К, 9,10 червей и Т, К, 9,10 пик? Никогда! Если прикупится хотя бы одна «своя», то мо-гут быть 9,8 или на худой конец 7 взяток всегда. Но если в прикупе ни-чего нет - возникает то самое «минное поле». Допустим теперь, что партнер упорствует и не отдаст вам на «шесть червей». Надеясь на «свою» в прикупе, он наверняка скажет «Семь бубновых!»

Вот и задумаетесь: «любит - не любит». По закону мелкой подлости, если спасуете, уступив игру, в прикупе обязательно окажется «мадам Грицацуева» - червовая дама (во всяком случае таковой она сама себя считала). И тогда мысленно вы будете рвать на себе волосы и по-сыпать голову пеплом - надо же, пропустил чистую девятерную! Но ес-ли скажете «семь червей», то - мистика! - по тому же закону из прику-па ничего путного добыть не удастся. Понятное дело, две ваши масти могут удачно разложиться, и вы возьмете свои восемь взяток. А если не разложатся, и первым же ходом вам попадут в козыря? Одним словом, все как в настоящей жизни: принимайте решение! Быть или не быть и бить или не бить (в смысле козырять - не козырять). Или грудь в кре-стах или голова в кустах. Словом, «лирики» скажут «семь червей», «физики», скорей всего, спасуют. Хотя знатоки утверждают, что в каждом математике скрывается поэт.

Соотношение «козырных» сил играющего и вистующих часто за-висит от того, есть ли у вистующих козырной вист, т.е. способны ли их козыри, если играющий козыряет, взять одну или больше взяток. Козырной вист - это третья дама (или третий валет, если у второго висту-ющего есть бланковая дама), второй король (или вторая дама, если у второго вистующего бланковый король), четвертый валет. Если козырной вист «развалился» и играющий может сразу отобрать всех козырей, это, как правило, облегчает его жизнь.

Однако есть целый ряд раскладов, когда и в таких случаях играющие способны брать взятки. Один из характерных приемов - сюркуп -при котором играющий вынужден бить наиболее сильным козырем, а козырь вистующего становится берущим.

Пример. У играющего валет и дама пик, а также четыре козыря: Т, К и две маленькие. У одного из вистующих четыре пики - туз, король и две маленькие и две козырные карты В, Д., у второго - две пики и козырная десятка. При своем ходе играющий сразу бы отобрал двух козырей, и все для него кончилось бы благополучно, но если ход вистующих, то жизнь осложняется. Они ходят два раза с пики, а третья карта этой масти попадает обоим участникам в козыря. Играющий вынужден брать королем или тузом - ведь у вистующего десятка, - тогда у второго вистующего образовывается берущий козырь.

Сюркуп стал возможен благодаря созданию ренонса (отсутствия масти). Иногда ренонс образуется в результате передачи хода другому вистующему.

Пример. У играющего пять козырей - Т, 10,9,8,7, трельяж треф, дама бубновая и червовый туз. У первого вистующего король и валет в козырях, туз и маленькая в трефах, четыре бубны и две червы. У второго - дама козырная, три маленькие трефы, бланковый туз бубновый и несколько червей. При ходе играющего он сразу ходит в козыря и получает четыре взятки только на них и еще три - в остальных мастях. Если начинают игру вистующие, то правильный ход - в бубну. Второй вистующий забирает ее тузом и в свою очередь передает ход своему товарищу на трефу, тот незамедлительно выходит с бубны. Как вы поняли, у его коллеги образовался в этой масти ренонс. Играющий вынужден бить ее тузом, и в итоге у вистующего образовались два берущих козыря.

Встречаются расклады, где возможны двойные сюркупы, двойные ренонсы, но метод разыгрывания таких раскладов - тот же.

«Развалившиеся» и якобы не берущие козыри могут оказаться весьма полезными, когда есть возможность «прорезать» масть.

Представим ситуацию, когда у вистующего на первой руке 7 и 8 в пиках, маленький козырь, у играющего 10, В и К в пиках, а на последней руке - Т, Д, 7 в пиках. Если играющему удалось бы отобрать козырей, у него в пиках была бы верная взятка. Но при ходе вистующих в пику, эта надежда погибает, первые две из них берутся тузом и дамой, а третья забивается маленьким козырем. Сопротивление бесполезно.

Есть целый ряд «берущих» карточных наборов, которые надо (с помощью прорезки или передачи хода) постараться сразу забить не-берущими козырями. Кроме К, Д, В это и Д, В, 10 или К, В, 9 (при втором тузе играет второй король при второй даме играет третий валет) и т. д. Эчень перспективен расклад - Т, Д, 10. При втором короле противника берет третья дама, при втором валете - третья десятка.

Если на первой руке маленькие карты, а на последней К, В и 10 этой же масти, полезно начать игру ходом с маленькой. Играющий кла-дет туза, после чего не может ходить ни с дамы, ни с девятки и в итоге теряет обе этих карты.

При раскладе туз, король и семь, а у одного вистующего В, Д и восьмерка - третья (восьмерка) может принести взятку, если играю-щему не удастся ее забить.

При бланковом тузе или короле взятку получает набор - 7, В, Д (первый ход с семерки, король или туз «уходят»). Значит и такой набор надо забивать.

Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.