Вистуй всегда, вистуй везде... до дней последних донца. (В.Маяковский)

 

ЧТО ТАКОЕ «СЮРКУП»?

Для заказавшего игру, нет, пожалуй, беды страшнее, чем наскочить на четыре козыря. Как правило, столь трудный расклад игрок заранее не учитывает. А когда он случается, дело оборачивается чаще всего досадным ремизом. Но теория вероятности благосклонна к любителям пульки, и в большинстве случаев козырь оказывается разделенным. На практике расклады 3-1,1-3 или 2-2 встречаются гораздо чаще, чем 0-4 или 4-0. Однако, играющий должен учитывать еще и возможность «сюркупа».

Так называется прием розыгрыша, когда от длинного ряда козырей (скажем — от трех) вистующие убивают карту посторонней масти в бланкового козыря. И если у играющего такой масти нет, он вынужден или перебить взятку более старшим козырем, или отдать мелкого. С помощью сюркупа козырная масть вистующих фактически удлиняется.

Поясним сказанное примерами.

У играющего (он на второй руке) довольно сильная карта: пика Т, К, трефа, Т, К, Д, бубна К, черва 10, 9, 8, 7. В сносе 10, 9 бубен.

У вистующего на первой руке: пика — В, трефа — В, 7, бубна — Т, Д, В, 7, черва — Т, К, В. Третья рука: пика — Д, 10, 9, 8, 7, трефа — 10, 9, 8, бубна — 8, черва — Д.

Играющий шестерную назначил козырем черву и при столь мощных группах поддержки, как Т, К, Д, и Т, К мог, казалось, не тревожиться о выполнении заявки. Но губит сюркуп. Первый партнер забирает взятку на туза бубнового, затем убивает бубну козырной дамой. У играющего больше бубен нет, и он вынужден одного козырька отдать. Теперь три его мелких козыря противостоят трем сильнейшим на первой руке. В итоге — посад.

Другой пример. Первая рука: пика — К, Д, 10, 9, 8, 7, трефа — К, бубна — Д, 8, черва — 10. Вторая рука (играющий): пика — Т, трефа — В, бубна — Т, В, 10, черва — Т, К, 9, 8, 7. В сносе 10 и 9 треф. Третья рука: пика — В, трефа — Т, Д, 8, 7, бубна — К, 9, 7, черва — Д, В. Заказана семерная в червовой масти.

У играющего — «своя», если разделился козырь. Он может рассчитывать на удачу даже при сгруппировавшемся козыре. Есть три бубны с тузом и игрок вправе надеяться, что достанет козыря второй или третьей бубной. Налицо уже знакомая ситуация «двойной надежды».

В нашем примере козырь разделился, но заказавшего семерную ждет горькое разочарование. Срабатывает механизм сюркупа. Вистующие, раскрыв карты, быстро отыщут ход с короля треф, заберут его тузом и повторят эту же масть. Теперь на трефу ляжет козырная десятка червей и, чтобы забрать взятку, играющий должен задействовать карту постарше. Ему придется «потратить» туза или короля козырного. В результате валет с дамой, лежащие на третьей руке, приобретут реальную силу, станут полноценным вистом.

Сюркуп может быть проведен и после некоторой подготовки. К примеру, на такой карте: первая рука: пика — В, 10, трефа — 10, 9, 7, бубна — Т, К, 9, черва Т, 10. Вторая рука (играющий): пика Т, К, Д, трефа Т, К, бубна — 8, черва — К, Д, 9, 7. В сносе — Д, 7 бубен. Третья рука: пика — 9, 8, 7, трефа — Д, В, 8, бубна — В, 10, черва — В, 7.

Как видим, у вистующих козырь разделился 2-2 и при ходе с любой черной масти они больше двух взяток не получат. Однако после ходов в бубну прибавляется и третья.

Проверим. Первым ходом с туза бубнового вистующий забирает взятку, вторым — попадает в козыря. Затем играющий сам заходит с козырной масти. А что еще делать! Надо расчистить дорогу для «комсостава» в пиках. Перебив тузом короля червей, первая рука в третий раз атакует с бубны. Игра идет всветлую, и заказавший семерную видит, что надо крыть взятку червовой дамой. Но в этом случае оставшийся на первой руке козырной валет становится старшей картой, берущей третью взятку.

Сюркуп на фиксированной бланковой карте нетрудно отыскать даже начинающему преферансисту. Но встречаются расклады, в которых этот тактический прием и в глаза не бросается. Допустим, у вас такая карта: пика — Т, К, 9, 8, 7, трефа — К, Д, бубна — Т, черва — К, В. Вас заторговали до семи, в прикупе оказались 10 бубен и 10 червей, которых тут же снесли...

Но когда партнеры открылись, вы с радостью увидели, что третьей пиковой (козырной) дамы нет, а потому — «своя». Сюркупа сразу тоже не видно, у вас ни единой бланковой карты, к тому же вы — на третьей руке.

Какой здесь сюркуп?

У партнеров оказалась такая карта: первая рука — пика — Д, 10, трефа — 9,8, бубна — К, Д, В, черва — Т, Д, 7; вторая рука: пика — В, трефа — Т, В, 10, 7, бубна — 9, 8, 7, черва — 9, 8.

Партнеры сыграли с трефы, передав ход на вторую руку... Затем подрезали черву. Теперь и вы заметили, что семерную не выиграть. Забрав обе червы, партнер забил оставшуюся семерку в бланкового валета пик. И вам пришлось бросить в бой старшего козыря, чтобы овладеть этой взяткой. Скажем, вы положили короля пик, остался туз с тремя маленькими. А с первой руки на вас уже поглядывает с ухмылкой та самая пиковая дама с десяткой, которая еще пару ходов назад никакой опасности не представляла. Теперь же она — берущий козырной вист. Причем берущий четвертую взятку...

Самый грозный вид сюркупа, конечно же, при игре втемную. Допустим, у играющего отсутствует третья козырная дама. А ему необходимо, чтобы взяли все пять козырей. Но ход чужой и, естественно, в постороннюю масть, где осталась одна фоска. Две карты этой масти играющий снес и, конечно, опасается сюркупа. Итак, фоску отбирают и повторяют справа ход в эту же масть. Каким козырем бить?

Игрок бегло подсчитывает, три карты вышли, две в сносе, с шестой сделан этот подозрительный ход. Где же еще две карты? Если они — справа, то мелкого козыря перебьет сидящий слева партнер. А козырь-то, наверное, разделился... Играющий бьет тузом, но сосед сносит карту от простой масти. Ложный сюркуп! А он, как правило, стоит игры... Мало того, что козыри оказались на одной руке, так еще и козырный туз сработал вхолостую. Разница в две взятки!

Другой пример. У играющего в козырях Т, Д, 10, 9, он попадает в «сюркупную» ситуацию. Чувствуя неладное, бьет карту (заход был справа) козырной дамой, а соперник с нескрываемым удовольствием перебивает ее бланк-королем. Теперь справа остается третий козырной валет, который сразу же повышается в ранге и по сути дела имеет силу третьего короля.

Если у играющего четыре козыря, то очень неприятен сюркуп на бланкового туза. И не только потому, что туз самостоятельно берет взятку. Беда в том, что ход остается у вистующих, и они теперь могут сыграть на опережение в козырях. Ведь у них — три козырька, столько же, как и у играющего. Вот конкретный пример:

Первая рука: пика — Т, К, В, 8, трефа — 9, 7, бубна — 10, 9, 7, черва — Т. Вторая рука (играющий): трефа — К, В, бубна — Т, К, Д, В, черва — К, Д, В, 7. В сносе 9, 7. Заказано шесть червей.

Карта сильна лишь на первый взгляд. Именно такая структура на чужом ходе обычно приводит к посаду. Как говорят преферансисты — «гнилая карта». Но играющий вправе рассчитывать хотя бы на пять взяток. И верно, если партнеры будут автоматически ходить в козыря с пики, то можно набрать пять взяток, отвечая с бубен. Но вистующие играют на сюркуп...

Первый ход с трефы, затем повтор этой масти и третьим ходом — сюркуп на козырного туза. Три взятки уже пленены вистующими и теперь начинается игра на опережение в козырях. Таким образом создается непреодолимый заслон для второй масти. Ходы с пики довершают разгром. У объявившего шестерную играют только три козыря и бубновый туз.

Возможно, читателю будет интересно узнать, что термин «сюркуп» — французского происхождения и вошел в наш обиход вместе с названием игры и ее первыми правилами еще в начале XIX века.

Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.