Двое пpефеpансистов устали в гусаpика дуться (ну нету тpетьего), pешили по стаpинке в подкидного дуpака сыгpать. Pаздали каpты:
(1-й, заценив свои карты) - Дуpак!
(2-й, бpосая свои) - Согласен... :(

 

ЧТО ТАКОЕ «СЮРКУП»?

Для заказавшего игру, нет, пожалуй, беды страшнее, чем наскочить на четыре козыря. Как правило, столь трудный расклад игрок заранее не учитывает. А когда он случается, дело оборачивается чаще всего досадным ремизом. Но теория вероятности благосклонна к любителям пульки, и в большинстве случаев козырь оказывается разделенным. На практике расклады 3-1,1-3 или 2-2 встречаются гораздо чаще, чем 0-4 или 4-0. Однако, играющий должен учитывать еще и возможность «сюркупа».

Так называется прием розыгрыша, когда от длинного ряда козырей (скажем — от трех) вистующие убивают карту посторонней масти в бланкового козыря. И если у играющего такой масти нет, он вынужден или перебить взятку более старшим козырем, или отдать мелкого. С помощью сюркупа козырная масть вистующих фактически удлиняется.

Поясним сказанное примерами.

У играющего (он на второй руке) довольно сильная карта: пика Т, К, трефа, Т, К, Д, бубна К, черва 10, 9, 8, 7. В сносе 10, 9 бубен.

У вистующего на первой руке: пика — В, трефа — В, 7, бубна — Т, Д, В, 7, черва — Т, К, В. Третья рука: пика — Д, 10, 9, 8, 7, трефа — 10, 9, 8, бубна — 8, черва — Д.

Играющий шестерную назначил козырем черву и при столь мощных группах поддержки, как Т, К, Д, и Т, К мог, казалось, не тревожиться о выполнении заявки. Но губит сюркуп. Первый партнер забирает взятку на туза бубнового, затем убивает бубну козырной дамой. У играющего больше бубен нет, и он вынужден одного козырька отдать. Теперь три его мелких козыря противостоят трем сильнейшим на первой руке. В итоге — посад.

Другой пример. Первая рука: пика — К, Д, 10, 9, 8, 7, трефа — К, бубна — Д, 8, черва — 10. Вторая рука (играющий): пика — Т, трефа — В, бубна — Т, В, 10, черва — Т, К, 9, 8, 7. В сносе 10 и 9 треф. Третья рука: пика — В, трефа — Т, Д, 8, 7, бубна — К, 9, 7, черва — Д, В. Заказана семерная в червовой масти.

У играющего — «своя», если разделился козырь. Он может рассчитывать на удачу даже при сгруппировавшемся козыре. Есть три бубны с тузом и игрок вправе надеяться, что достанет козыря второй или третьей бубной. Налицо уже знакомая ситуация «двойной надежды».

В нашем примере козырь разделился, но заказавшего семерную ждет горькое разочарование. Срабатывает механизм сюркупа. Вистующие, раскрыв карты, быстро отыщут ход с короля треф, заберут его тузом и повторят эту же масть. Теперь на трефу ляжет козырная десятка червей и, чтобы забрать взятку, играющий должен задействовать карту постарше. Ему придется «потратить» туза или короля козырного. В результате валет с дамой, лежащие на третьей руке, приобретут реальную силу, станут полноценным вистом.

Сюркуп может быть проведен и после некоторой подготовки. К примеру, на такой карте: первая рука: пика — В, 10, трефа — 10, 9, 7, бубна — Т, К, 9, черва Т, 10. Вторая рука (играющий): пика Т, К, Д, трефа Т, К, бубна — 8, черва — К, Д, 9, 7. В сносе — Д, 7 бубен. Третья рука: пика — 9, 8, 7, трефа — Д, В, 8, бубна — В, 10, черва — В, 7.

Как видим, у вистующих козырь разделился 2-2 и при ходе с любой черной масти они больше двух взяток не получат. Однако после ходов в бубну прибавляется и третья.

Проверим. Первым ходом с туза бубнового вистующий забирает взятку, вторым — попадает в козыря. Затем играющий сам заходит с козырной масти. А что еще делать! Надо расчистить дорогу для «комсостава» в пиках. Перебив тузом короля червей, первая рука в третий раз атакует с бубны. Игра идет всветлую, и заказавший семерную видит, что надо крыть взятку червовой дамой. Но в этом случае оставшийся на первой руке козырной валет становится старшей картой, берущей третью взятку.

Сюркуп на фиксированной бланковой карте нетрудно отыскать даже начинающему преферансисту. Но встречаются расклады, в которых этот тактический прием и в глаза не бросается. Допустим, у вас такая карта: пика — Т, К, 9, 8, 7, трефа — К, Д, бубна — Т, черва — К, В. Вас заторговали до семи, в прикупе оказались 10 бубен и 10 червей, которых тут же снесли...

Но когда партнеры открылись, вы с радостью увидели, что третьей пиковой (козырной) дамы нет, а потому — «своя». Сюркупа сразу тоже не видно, у вас ни единой бланковой карты, к тому же вы — на третьей руке.

Какой здесь сюркуп?

У партнеров оказалась такая карта: первая рука — пика — Д, 10, трефа — 9,8, бубна — К, Д, В, черва — Т, Д, 7; вторая рука: пика — В, трефа — Т, В, 10, 7, бубна — 9, 8, 7, черва — 9, 8.

Партнеры сыграли с трефы, передав ход на вторую руку... Затем подрезали черву. Теперь и вы заметили, что семерную не выиграть. Забрав обе червы, партнер забил оставшуюся семерку в бланкового валета пик. И вам пришлось бросить в бой старшего козыря, чтобы овладеть этой взяткой. Скажем, вы положили короля пик, остался туз с тремя маленькими. А с первой руки на вас уже поглядывает с ухмылкой та самая пиковая дама с десяткой, которая еще пару ходов назад никакой опасности не представляла. Теперь же она — берущий козырной вист. Причем берущий четвертую взятку...

Самый грозный вид сюркупа, конечно же, при игре втемную. Допустим, у играющего отсутствует третья козырная дама. А ему необходимо, чтобы взяли все пять козырей. Но ход чужой и, естественно, в постороннюю масть, где осталась одна фоска. Две карты этой масти играющий снес и, конечно, опасается сюркупа. Итак, фоску отбирают и повторяют справа ход в эту же масть. Каким козырем бить?

Игрок бегло подсчитывает, три карты вышли, две в сносе, с шестой сделан этот подозрительный ход. Где же еще две карты? Если они — справа, то мелкого козыря перебьет сидящий слева партнер. А козырь-то, наверное, разделился... Играющий бьет тузом, но сосед сносит карту от простой масти. Ложный сюркуп! А он, как правило, стоит игры... Мало того, что козыри оказались на одной руке, так еще и козырный туз сработал вхолостую. Разница в две взятки!

Другой пример. У играющего в козырях Т, Д, 10, 9, он попадает в «сюркупную» ситуацию. Чувствуя неладное, бьет карту (заход был справа) козырной дамой, а соперник с нескрываемым удовольствием перебивает ее бланк-королем. Теперь справа остается третий козырной валет, который сразу же повышается в ранге и по сути дела имеет силу третьего короля.

Если у играющего четыре козыря, то очень неприятен сюркуп на бланкового туза. И не только потому, что туз самостоятельно берет взятку. Беда в том, что ход остается у вистующих, и они теперь могут сыграть на опережение в козырях. Ведь у них — три козырька, столько же, как и у играющего. Вот конкретный пример:

Первая рука: пика — Т, К, В, 8, трефа — 9, 7, бубна — 10, 9, 7, черва — Т. Вторая рука (играющий): трефа — К, В, бубна — Т, К, Д, В, черва — К, Д, В, 7. В сносе 9, 7. Заказано шесть червей.

Карта сильна лишь на первый взгляд. Именно такая структура на чужом ходе обычно приводит к посаду. Как говорят преферансисты — «гнилая карта». Но играющий вправе рассчитывать хотя бы на пять взяток. И верно, если партнеры будут автоматически ходить в козыря с пики, то можно набрать пять взяток, отвечая с бубен. Но вистующие играют на сюркуп...

Первый ход с трефы, затем повтор этой масти и третьим ходом — сюркуп на козырного туза. Три взятки уже пленены вистующими и теперь начинается игра на опережение в козырях. Таким образом создается непреодолимый заслон для второй масти. Ходы с пики довершают разгром. У объявившего шестерную играют только три козыря и бубновый туз.

Возможно, читателю будет интересно узнать, что термин «сюркуп» — французского происхождения и вошел в наш обиход вместе с названием игры и ее первыми правилами еще в начале XIX века.

Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.